Заселялось село с первых дней казаками Коельской крепости на озере Тадык. Так старожилы называют свое озеро, но на карте оно - Таяндинское. В 1795 году в деревне насчитывалось 27 дворов и 173 жителя, из чего можно предположить, что основано село в средине XVIII века. К 1900 году в зажиточном селе Таянды уже 177 дворов, 904 жителя, две школы, ветряная мельница и три культовых здания. В одном из них православная церковь, в другом – молельный дом старообрядцев (двоедан), в третьем - австрийская церковь. В селе жили казаки-староверы и православные.\
Точка на карте
Таянды
Проводила друга милого
В Таянды, ах до Еманжелги.
(Старинная казачья песня).
Заселялось село с первых дней казаками Коельской крепости на озере Тадык. Так старожилы называют свое озеро, но на карте оно - Таяндинское. В 1795 году в деревне насчитывалось 27 дворов и 173 жителя, из чего можно предположить, что основано село в средине XVIII века. К 1900 году в зажиточном селе Таянды уже 177 дворов, 904 жителя, две школы, ветряная мельница и три культовых здания. В одном из них православная церковь, в другом – молельный дом старообрядцев (двоедан), в третьем - австрийская церковь. В селе жили казаки-староверы и православные.
Откуда в наших краях взялась австрийская церковь? После первой мировой войны сюда привезли пленных солдат из Австро-Венгрии. Среди них было много старообрядцев, чьи предки бежали от преследования властей 100 и более лет назад. Пленные привезли с собой «австрийскую» веру. За сторонниками новых обычаев закрепилась презрительная кличка «австрияки», а веру, как уже говорилось, стали называть «австрийской», в другом произношении «астрийской».
Казаки сеяли зерновые культуры и держали много скота.
В годы советской власти жители Таяндов, не сходя с места, несколько раз меняли прописку: С 1924 Таяндинский сельсовет входил в Коелгинский район, с 1926 года в Варламовский, с 1929 года – в Еманжелинский, с 1935 года – в Еткульском. В селе в тридцатые годы насчитывалось 340 дворов и 1600 жителей. Село росло, в нем появилось несколько улиц, оно делилось на несколько частей, и каждая имела свое название: центр - Деревня, на окраинах – Вшивая горка, Ветлуга, Косотурка, Куканье, Берлин...
В 1930 году в селе был организован колхоз “Красный Урал”, обслуживался Погорельской МТС. В селе была своя пекарня до 1962 года.
В 1962 году был создан совхоз “Еманжелинский”, колхоз вошел в него на правах отделения. Оно специализировалось на выращивании зерна, производстве молока и мяса. Совхоз считался передовым, в восьмидесятые годы от 3800 коров в летние месяцы продавал государству от 40 до 45 тонн молока в год. Есть в этом заслуга и таяндинцев. Затем были годы разрушительных экономических реформ, и в 2003 году сельхозпредприятие «Еманжелинское» окончательно прекратило работу. На земли Таяндинского отделения пришло предприятие ООО «Сельхозпром», специализируется на производстве молока и мяса.
В селе имеются средняя школа, сельский Дом культуры, библиотека, фельдшерско-акушерский пункт, православный молитвенный дом. Храм Вознесения Господня был построен на народные деньги и средства Георгия Васильевича Баратова, открыт в августе 2002 года.
В школе создан музейный комплекс, включающий в себя блиндаж Великой Отечественной войны. Таяндинская школа известна в районе и за его пределами как центр туристического движения, благодаря неутомимому подвижнику туризма Евгению Геннадьевичу Зязеву. Школьная команда не один раз занимала призовые места на областных, региональных и республиканских соревнованиях “Зарница - Школа безопасности”. Большое внимание в школе уделяется краеведению, благодаря А.Д. Болдыревой, и патриотическому воспитанию детей. Три года подряд, начиная с 2007 года, учащиеся ездят в места боев, участвуют в поиске и захоронении останков воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны.
В народе сохранилось несколько легенд по поводу происхождения названия села. Так, одна из них гласит, что во времена Ермака в этих местах поселился татарин по имени Тайан и в его честь назвали озеро, а село - по озеру. Другая версия о происхождении названия исходит из того, что “тайан-ды” в переводе на русский язык означает топкое, болотистое место.
Расположено село в
Борис ЩИПАЧЕВ.
Поделиться
поделиться:
Все желающие смогут сыграть также в джакколо и шаффлборд
В полдень 18 ноября в дежурную часть поступило сообщение о подозрительной сумке, оставленной в женском туалете копейского торгово-развлекательного комплекса «Слава».
Оперативность снабжения расположенных в сельской местности аптечных пунктов повысится благодаря открытию в Челябинской области нового аптечного склада. Кроме этого, доставка и хранение лекарств потребуют меньше затрат.