Врач, рабочий, коммунальщик и фермер – это далеко не полный перечень актеров-любителей, которые принимают участие во Всероссийском фестивале любительских театров «Две маски». Самой старшей участнице больше 80 лет, а самому маленькому артисту всего пять. "Губерния" выяснила, почему они выходят на сцену и в какие районы региона славятся непрофессиональными актерами и театрами.
Со 2 марта на Южном Урале проходил региональный этап Всероссийского фестиваля любительских театров. Актеры из городов и районов области показали более 40 спектаклей на разных площадках – в Кыштыме и Чесме, Миассе и Усть-Катаве, в Тимирязевском. Финал фестиваля «Две маски» состоится с 25 по 27 марта в Челябинске, на сцене академического театра драмы. Три любительских коллектива-победителя примут участие во всероссийском туре. Какие именно, читайте здесь.
Почему южноуральцы возвращаются в сельские клубы? Какие трудности случаются во время фестиваля и чем «опасны» спецэффекты? Как понять башкирский язык, не зная ни слова? За что военнослужающий получил главный приз? На вопросы «Губернии» отвечает художественный руководитель областного центра народного творчества, член жюри Всероссийского фестиваля любительских театров «Две маски-2019» Павел Корчагин.

Все только начинается
Когда читаешь фестивальную афишу областного конкурса, кажется, что на Южном Урале не осталось места, где нет театральной студии или кружка.
– Самодеятельное творчество развивается, постоянно появляются новые коллективы,— поясняет Павел Корчагин.— Вот простые цифры. Фестиваль «Две маски» проходит раз в два года. В прошлый раз в региональном туре участвовало 20 любительских коллективов, в этом году их более 40. Люди хотят заниматься творчеством, хотят общаться, жить интересной жизнью.
– Почему такой всплеск интереса к театру? Что изменилось в последнее время?
– Перемены очень серьезные. Например, восстановлены и капитально отремонтированы десятки клубов и домов культуры. В них тепло, светло, приятно находиться. Зрительные залы и сцены оснащены новым оборудованием. Для сельчан это совсем другое качество жизни! Недавно я был в селе Халитово Кунашакского района. Там теперь замечательный клуб, который годами находился в аварийном состоянии. После ремонта все преобразилось — и жители сюда идут. В том числе И молодежь.
На пустом месте театр не появится
– Актера надо вырастить, должна быть преемственность,— продолжает Павел Корчагин.— У нас есть немало дворцов культуры, где даже в трудные времена сумели сохранить блестящих специалистов. Наша гордость — Усть-Катавский народный театр, которому более 100 лет. Традиции музыкального театра более 40 лет сохраняют в Озерске и Снежинске. Там есть свой оркестр, хор, артисты поют и танцуют, с ними работает балетмейстер. Для самодеятельной труппы жанр оперетты невероятно сложен.
– А как сохраняются национальные традиции?

– Пример – Аргаяшский Башкирский народный театр, который показал на фестивале трагикомедию Салавата Абузакова «Ясновидящий» на башкирском языке. Самой старшей участнице больше 80 лет, а самому маленькому артисту всего пять. Конечно, это впечатляет. В театре всегда полный зал, они играют пьесы башкирских авторов. И вдруг в Ишалино, в том же Аргаяшском районе, появляется еще один коллектив – башкирский народный драматический театр «Хамай», руководитель Фархана Зульфитдинова. Я видел их спектакль, тоже на башкирском языке. Очень интересная постановка, про жизнь. Действие происходит в родильном доме, у каждой героини своя история. Я не знаю башкирского языка, но я понимал все, что происходило на сцене. Настолько это было органично. Естественно, у молодого театра тоже есть свой зритель.

– Пример – Аргаяшский Башкирский народный театр, который показал на фестивале трагикомедию Салавата Абузакова «Ясновидящий» на башкирском языке. Самой старшей участнице больше 80 лет, а самому маленькому артисту всего пять. Конечно, это впечатляет. В театре всегда полный зал, они играют пьесы башкирских авторов. И вдруг в Ишалино, в том же Аргаяшском районе, появляется еще один коллектив – башкирский народный драматический театр «Хамай», руководитель Фархана Зульфитдинова. Я видел их спектакль, тоже на башкирском языке. Очень интересная постановка, про жизнь. Действие происходит в родильном доме, у каждой героини своя история. Я не знаю башкирского языка, но я понимал все, что происходило на сцене. Настолько это было органично. Естественно, у молодого театра тоже есть свой зритель.
Спецэффекты не важны
– С какими трудностями сталкиваются актеры любительских театров во время фестиваля, если играется по 9-10 спектаклей в день?– Фестиваль – это путешествие по незнакомым площадкам, дворцам культуры. Я убежден, что фестивальная работа должна умещаться в чемодане. Во дворце культуры не всегда есть возможность быстро поставить декорации. А вдруг не окажется штанкета, или он будет не на том уровне? Художник по свету и звукорежиссер тоже не в каждом ДК, поэтому сложные световые эффекты тоже могут не сработать. Актерам важно сориентироваться на новой сцене, сыграть спектакль без потерь. Качество фестивальной работы определяют не спецэффекты — актерская игра, режиссерские находки.

– Мы не очень любим сравнивать, рейтинги выстраивать. Каждый любительский спектакль — это большая совместная работа разных специалистов. Можно говорить о минусах творческого замысла, придираться к режиссерским решениям. Но исполнителям важнее мнение профессионалов, которое они могут услышать только на фестивалях. Поэтому на каждом показе, пока на сцене ставятся декорации следующего спектакля, члены жюри высказывали свое мнение, пожелания. Театры работают не для жюри, а для своего зрителя. Поэтому в любительском творчестве призы и лауреатские звания мы присуждаем без ограничений.
Дети играют Экзюпери
В детских спектаклях фестиваля «Две маски» участвуют в основном подростки. Им неинтересно играть сказки, но они еще не могут играть любовь. Поэтому многое зависит от режиссера: какую пьесу выберет, как адаптирует материал, какие режиссерские приемы использует.

Врач, военный, начальник ЖКХ…
В обычной жизни актеры любительского театра люди не публичные. Для них выйти на сцену – это одновременно и стресс, и праздник, и зрительское признание. Как сказал Павел Корчагин, творчеством «в стол» никто не занимается:
– Представьте, сколько нужно терпения, чтобы пройти все этапы постановки — от читки пьесы до премьеры. Ты заучиваешь тексты, постоянно репетируешь, работаешь над ролью, пластикой. И все это — ради выхода на сцену, который состоится через год. Но мы же понимаем, что еще есть работа, семьи, дети.
– Чаще это люди рабочих профессий, производственники, есть и руководитель управляющей компании (ЖКХ).
Профессия актера пластовского драматического театра «Вечерняя школа» Александра Шатунова — врач, патологоанатом. Он уникальный артист. Участвует во всех чтецких фестивалях и конкурсах. Недавно читал стихи Маяковского на эстрадном фестивале, не испугавшись конкуренции с исполнителями популярных песен, танцев. На нашем фестивале Александр получил спецприз «За лучший актерский дуэт».
А военнослужащий из Трехгорного Владислав Лазарев сыграл главную роль в спектакле Усть-Катавского народного театра «Забыть Герострата». Профессия у него режимная, рабочий день не нормирован, поэтому перед каждым спектаклем режиссер Валентина Михеева волнуется: отпустят Лазарева со службы или нет. Как актер Владислав очень талантлив. Ему присужден главный приз областного фестиваля «Две маски» в номинации «Лучшая мужская роль». Члены жюри за него проголосовали единогласно.
Впереди – финал фестиваля. В Челябинск приезжают любительские коллективы со всей России – от Дагестана до Тувы. Какие три коллектива будут представлять Челябинскую область и кто получит гран-при, «Губерния» расскажет в ближайшее время.
Фотографии предоставлены любительскими театрами
Поделиться
поделиться:
Теги : Челябинская область театр фестиваль