Вторник, 11 Февраля 2025

Хедлайнер литературного форума #РыжийФест Денис Драгунский — о Чехове, блоге и языке современных подростков

13.09.2021 Корреспондент: Служба информации

Приближается II Всероссийский литературный форум #РыжийФест — с 24 по 26 сентября всех любителей качественной литературы и интеллектуального досуга ждет настоящий праздник: книжные новинки (еще не поступившие в магазины нашего города), творческие мастер-классы, лекторий, дискуссии, читки пьес, художественные выставки и встреча с известными авторами. Например, с писателем Денисом Драгунским.

Денис Драгунский — журналист и писатель (Москва). Автор четырех пьес и сценариев к четырем кинофильмам. Кандидат философских наук (2002), автор множества публицистических и научных статей, переведенных на английский, немецкий, итальянский и японский языки. Финалист конкурса «Книга года» (2009, книга рассказов «Нет такого слова») и Премии И. П. Белкина (2013, повесть «Архитектор и монах»). Работал в журналах «Век ХХ и мир», «Дружба народов», «Итоги», «Новое время». Главный редактор научного журнала МГИМО «Космополис» (2002–2009) и газеты партии СПС «Правое дело» (2004–2007). Колумнист интернет-издания Газета.Ru. Сын детского писателя Виктора Драгунского, прототип героя его «Денискиных рассказов».

Писать прозу начал в 57 лет. С 2009 г. издал 22 книги — сборники рассказов, эссе и четыре романа. Признанный мастер короткой прозы; по словам Дмитрия Быкова, «наш главный новеллист». В 2020 г. в «Редакции Елены Шубиной» (АСТ) в серии «Проза Дениса Драгунского» вышли роман «Богач и его актер» и сборник рассказов «Третье лицо»; в сентябре 2021 г. выходит книга рассказов «Обманщики».

Из разговора с Денисом Драгунским:

 Есть такое клише: фотография писателя на фоне книжного шкафа. Какие книги из вашей домашней библиотеки непременно попали бы в кадр?

 Это книги, которые я люблю, которым я благодарен и которые я регулярно перечитываю: получается не такой уж короткий список. Прежде всего Чехов — мой самый любимый писатель, весь, от начала до конца, включая черновики и письма. Повести Льва Толстого. Гоголь. Стихи английских поэтов. Автобиографическая и «краеведческая», если можно так выразиться, проза Стендаля (меня приучил к ней отец, спасибо ему). Старинные европейские и восточные новеллы, ведь я работаю именно в этой традиции — короткие рассказы с крутым сюжетом и неожиданным финалом. Современные английские авторы — Хоум, Коупленд и Уэлш. И, конечно, русские мемуары, старые и современные. Сейчас издается много воспоминаний — и знаменитых людей, и безвестных наблюдателей истории (кстати говоря, последние порой пишут интереснее, поскольку не оглядываются на свою репутацию). А на закуску немного древних авторов, греческих и римских — как дань студенческой молодости.

 Ваши записи в «Фейсбуке» — это просто блог, творческая лаборатория, из которой потом выходят сборники рассказов, или какой-то особый жанр?

 И то, и другое, и третье. Блог — это не просто! Прежде всего это платформа для публикации моих рассказов, непременно с обратной связью. У меня более 60 тысяч подписчиков, поэтому отклики бывают быстрые и разнообразные. Далее, это читательская конференция, где я отвечаю на вопросы и, бывает, на ходу редактирую сам себя. Ну и наконец, сам формат блога заставляет писать коротко и внятно.

 Можно ли сказать, что интернет вызвал появление каких-то новых литературных форм?

 Пока нет. Текстовый поток, как в блоге — давнее изобретение. Это и Василий Розанов в начале ХХ века, и японка Сэй-Сёнагон в Х веке. Но я чувствую — скоро возникнет нечто, сформированное именно цифровой спецификой. Возможно, это будет роман — диалог в реальном времени, где речь автора будет сплетаться с речью читателя и критика, фаната и оппонента. Возможно, появится «вики-роман» как коллективное творчество. Возможно, будут фанфики, создаваемые отчасти с помощью искусственного интеллекта.

 Вы владеете несколькими языками, а понимаете ли вы язык современных подростков?

 Да, конечно, понимаю. Нет ничего трудного в том, чтобы выучить два десятка слов подросткового жаргона. Но это мне незачем. Взрослым не нужно понимать язык подростков (да и вообще вдаваться в подростковые проблемы). Наоборот, это подросткам нужно понимать язык взрослых и учиться решать взрослые вопросы. Почему? А потому что подростком человек бывает максимум 5 лет, а взрослым — минимум 50 лет. Видишь на улице солидного тридцатилетнего дядю с ребенком в коляске и с женой под руку, на лице дума о работе, зарплате, кредите, ипотеке — и вдруг понимаешь, что он каких-то 10 лет назад был подростком.

 С какой аудиторией вам легче общаться: с детьми или со взрослыми?

 На детские темы (связанные с «Денискиными рассказами» моего отца Виктора Драгунского) — с детьми. А на взрослые темы — со взрослыми.

 Вы когда-то вели курсы для молодых авторов. Можно ли выучиться на писателя?

 Конечно, можно. Учатся же актеры, художники, музыканты (не только исполнители, но и композиторы). Есть множество секретов ремесла, которые начинающий писатель должен обязательно освоить, и ему можно — даже нужно! — в этом помочь. Разумеется, прежде всего необходим талант — но ведь и в художественный вуз, и в консерваторию тоже без таланта не поступишь.


II Всероссийский литературный форум #РыжийФест пройдет в Челябинске c 24 по 26 сентября. Его организаторы — Союз журналистов Челябинской области, при поддержке Фонда президентских грантов и Публичной библиотеки.

Напоминаем, что в это же время в Центре международной торговли состоится традиционная Южноуральская книжная ярмарка, главная тема которой — открытые коммуникации.

Заходите на сайт https://рыжийфест.рф, подписывайтесь на социальные сети #РыжегоФеста и ЮУКЯ (совсем скоро мы представим программу предстоящих событий) и будьте в курсе всех новостей.

Информационный партнёр событий — медиахолдинг «Гранада Пресс»

Возрастное ограничение: 0+

Беседовала Юлия Поздеева

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
13:46 На конкурсе снеговиков в Аше детсадовцы слепили «Родину-мать»

Скульптура юных ашинцев, сделанная совместно с педагогами и родителями, завоевала гран-при в номинации «Креативный снеговик». В этом году конкурс посвятили Году защитника Отечества — среди скульптур можно было увидеть даже снеговиков-богатырей. В мероприятии приняли участие свыше 30 команд, среди которых работники градообразующего предприятия, бюджетной сферы, школьники и детсадовцы.
https://t.me/chgub

17:16 Историк объяснил, как Сталинградская битва в свое время отразилась на жизни Южного Урала

Акция, посвященная Сталинградской битве — одной из самых кровопролитных в истории, прошла в Челябинской области. Познавательное занятие с учениками  коррекционной образовательной школы №127 в Челябинске провел учитель истории и права учебного учреждения Павел Солдаткин. Он объяснил, что это сражение оказывало влияние даже на удаленные от фронта территории. Челябинская область, например, тогда испытывала топливный дефицит. Связано это было с логистическими проблемами, которые возникли после захвата немецко-фашистскими оккупантами подступов к Волге.
https://t.me/chgub

09:29 Алексею Текслеру показали, как работает передовой центр реабилитации участников СВО в Ульяновске

Губернатор Челябинской области посетил Ульяновскую область, где ознакомился с возможностями Центра восстановления участников СВО, — учреждение открылось в феврале 2024 года и его особенность в том, что создан он в системе соцзащиты и работает по типу профилактория.
— Впечатлен хорошей организацией социально-реабилитационной работы. Считаю, нашим специалистам нужно обязательно обмениваться опытом и передовыми практиками. В целом, опыт Ульяновской области может стать ценной основой для разработки и внедрения эффективных моделей реабилитационных центров и в других регионах России, — обратил внимание Алексей Текслер.
https://t.me/chgub

Возврат к списку