Понедельник, 18 Ноября 2019

Кто в рабочие пойдёт?

01.01.1970 Корреспондент: 0

Необходим заказ областной системе профобразования

Члены Общественного совета по вопросам науки и образования областного Законодательного Собрания обсудили проблему подготовки молодых кадров в системе профессионального образования. Как заметил председатель совета, депутат ЗСО Иван Иоголевич, эта тема становится всё более актуальной в период экономического кризиса.

В Челябинской области действуют 83 образовательных учреждения начального, 77 – среднего профессионального образования, 50 вузов, включая филиалы. В настоящее время ведётся обучение кадров по 144 рабочим профессиям начального и по 134 специальностям среднего профобразования. Наряду с традиционно массовыми профессиями, начата подготовка по редким профессиям для конкретных промышленных предприятий, к примеру, проходчиков для Бакальского рудоуправления, оператора в производстве огнеупоров для комбината «Магнезит». Наблюдается тенденция увеличения потребности в кадрах для транспорта и сферы обслуживания, уменьшается – для промышленных предприятий и сельского хозяйства. Однако в целом престиж рабочей профессии падает, всё больше юношей и девушек стремится поступить в высшие учебные заведения. Успех у современной молодёжи ассоциируется с поступлением в вуз. В этом году из учреждений профессионального образования выпущено около 35 тысяч человек, из них 15 тысяч с дипломами вузов, остальные – техникумов и ПТУ.

– Происходящее в настоящее время сокращение выпускников школ и одновременное увеличение мест в высших учебных заведениях приводят к серьёзному дисбалансу в структуре профессиональной подготовки, – говорит начальник управления профессионального образования регионального министерства образования и науки Елена Зайко.  – В результате ещё более обостряется проблема обеспечения потребностей рынка труда в рабочих и профессионалах среднего звена.

В то же время не все дипломированные специалисты оказались востребованы на рынке труда. Сейчас на учёте в центрах занятости состоят почти 3,5 тысячи выпускников, всего с начала года обратились в службу занятости почти 8 тысяч человек. В связи с этим в области формируются центры содействия трудоустройству обучающихся и выпускников, создано 30 таких центров.

Техникумы и ПТУ активно участвуют в опережающем обучении рабочих предприятий, где планируется высвобождение работающих. Наибольшим спросом здесь пользуются такие профессии, как электромонтёр, слесарь, токарь, машинист крана. Сегодня, как подчёркивали участники обсуждения, на повестке дня стоит вопрос непрерывного образования. Ректор Челябинского института развития профессионального образования  Фёдор Клюев говорил о необходимости принятия соответствующего областного закона. Количество выпускников школ с каждым годом сокращается, даже вузы столкнулись с проблемой заполнения мест. А как быть в таком случае профессиональным училищам? По его мнению, следует перейти от системы подготовки к будущей профессии вчерашних школьников к непрерывному образованию населения.

«Скажите нам, какие профессии необходимы, в каком количестве и какого качества, мы их подготовим», – продолжает Фёдор Клюев. Вопрос: кто будет определять такой заказ? Государство? Предприятия? В условиях рыночной экономики, как считает Елена Зайко, государство не может оставаться монопольным заказчиком и инвестором подготовки кадров, отношения должны строиться на условиях договора и социального партнёрства. Предприятия готовы к такому сотрудничеству с учебными заведениями. Социальными партнёрами 28 ресурсных центров и 8 инновационных площадок, созданных на базе начального и среднего профессионального образования, уже стали 180 промышленных предприятий и организаций. Ими заключено 600 договоров на целевое обучение рабочих кадров. В их числе Магнитогорский металлургический комбинат, Копейский машиностроительный завод, ЧТЗ –Уралтрак, ЧМК, трубопрокатный завод  и другие.

Однако не все предприятия выполняют принятые обязательства по трудоустройству выпускников. Общественный совет рекомендовал службе занятости, работодателям, министерству образования и науки проанализировать исполнение договоров, заключённых между учреждениями профессионального образования и предприятиями. Также предложено комитету по социальной политике ЗСО рассмотреть на своём заседании вопрос о работе ресурсных центров по подготовке кадров.

Кстати

В  Магнитогорском политехническом колледже открылся  уникальный тренажёр машиниста тепловоза. Именно партнёрские отношения, которые сложились у учебного заведения с базовым предприятием – ОАО «ММК», для которого они готовят рабочие кадры уже на протяжении долгих лет, позволили колледжу, трижды победителю конкурса инновационных площадок начального и среднего образования, в рамках софинансирования средств комбината и федерального бюджета, купить самое новейшее оборудование и создать уникальный комплекс лабораторий, в который и вошел этот тренажёр.  Александр Маструев, вице-президент ООО «Управляющая компания ММК» по персоналу и социальным программам, «порулив» за пультом управления локомотивом, отметил, что эта новинка поможет справиться с любой нештатной ситуацией на российских железных дорогах.  В свою очередь депутат Государственной Думы Андрей Морозов пожелал колледжу не останавливаться на достигнутом. Тем более что новая победа колледжа в 2009 году позволит ещё более разнообразить и без того обширный спектр производственных лабораторий.

Эльвира Гизатулина

 

Другие материалы рубрики
10:34 На Рождественские чтения в Челябинск приедет известный столичный священник

В этом году темой форума станет Великая Победа, ее уроки и восприятие современниками

18:35 В Златоусте пройдут театральные уроки

В Челябинской области в Год театра появился новый фестиваль

13:22 Волонтеры Южного Урала встретятся на слете "Тепло"

Участниками образовательной программы станут 100 счастливчиков

Возврат к списку