Воскресенье, 3 Декабря 2023

Наталья Лощинина: «С появлением единой окружной власти исчезла игра в административный футбол»

27.09.2023 Корреспондент: Игорь Галактионов Фото: Дмитрий Куткин, «Вечерний Челябинск»

Как известно, в Челябинской области после официальной ликвидации Коркинского района с его поселениями и многочисленными администрациями появился единый Коркинский муниципальный округ. На сокращении чиновничьего аппарата удалось сэкономить, но главное оказалось в другом — работа с населением и для него стала более эффективной, мобильной и качественной. О плюсах реформы на муниципально-районном уровне узнала «Губерния», послушав «Большую редакцию» медиахолдинга «Гранада Пресс».

По прошествии девяти месяцев о Коркинском муниципальном округе теперь можно говорить как о ребенке, который родился вполне здоровым. Исчезли лишние звенья властных структур, механизмы взаимодействия с жителями стали напоминать часы, работающие четко и отлажено. По словам главы округа Натальи Лощининой, жители стремились к объединению Коркинского района, Коркинского поселения, поселков Роза и Первомайского с 2017 года. Лед тронулся в 2019 году, когда район посетил тогда еще исполняющий обязанности губернатора Алексей Текслер. Он заявил, что поддержит инициативу по объединению, если в ее пользу выскажется большинство населения района. И жители высказались о своем желании во всех поселениях. После этого пошла кропотливая работа по согласованию границ, ликвидации статуса поселений и появлению нового округа. Наталья Лощинина перечислила, какие именно факторы сделали жизнь коркинцев более комфортной. 

О плюсах окружной жизни 

Оперативность действий и контроль 

Во-первых, по словам главы округа, власть стала быстрее реагировать на обращения граждан. Была полностью изменена структура управления муниципалитетов. В отдаленных территориях созданы отделы приема граждан для решения оперативных вопросов. Сейчас жителям не приходится ездить в Коркино, а вопросы разбираются по месту обращения. В одном месте сосредоточены МФЦ, отделение полиции, представительство Совета ветеранов, а порою даже и библиотека. 

— В Коркино раньше стояли рядом два здания с органами власти, сейчас на месте администрации поселения располагается центр по решению коммунальных и строительных вопросов. Теперь люди знают, куда и зачем им идти, чтобы решить свой вопрос, — комментирует Наталья Лощинина. 

При этом повышается возможность контроля за исполнением поручений. До этого момента муниципалитеты хоть и входили в состав районов, но фактически не подчинялись другой ветви власти, из-за чего возникало множество проблем. 

Освоение средств 

— У нас быстрее стали осваиваться средства из местного, областного и федерального бюджетов. Возьмем ямочный ремонт, который обычно с раскачкой и перекладыванием полномочий начинали только летом — сейчас дороги ремонтировали уже с апреля, — приводит пример Наталья Лощинина. 

По словам главы округа, работы, которые были запланированы и профинансированы на этот год, практически полностью выполнены. Обычно это происходило только к декабрю. 

photo_2023-09-27_17-12-13.jpg

Нет дубляжа полномочий 

До объединения в округ за одну и ту же функцию отвечали сразу по два органа власти. Культурой и архитектурой, земельными отношениями и экономикой занимались и в районе, и в поселении. У большинства людей не было понимания того, кто и чем занимается. Например, почему контроль земли происходит в поселении, а выдача документов на участки — в районе. 

— У жителей сейчас появилось понимание, что они придут сюда, и здесь их вопрос обязательно решат. Раньше существовал административный «футбол»: мы за эти полномочия не отвечаем — идите в район. В районе специалисты говорили, мол, идите в поселение. Был такой удобный момент, которым пользовались представители муниципалитетов: не хочешь решать проблему —

сошлись на полномочия других. И эти полномочия действительно были размыты, — заверяет Наталья Лощинина. 

Экономия или эффективность? 

Экономия после сокращения числа органов власти есть, но она не огромная, заявляет Наталья Лощинина, но при этом не озвучивает цифры. По ее словам, есть множество нюансов. Например, раньше в Коркинском районе на четыре муниципалитета приходилось 65 депутатов, сейчас в едином муниципалитете действуют только 23. Но большинство депутатов всегда работало на освобожденной основе, поэтому сэкономить получилось только на числе работников аппаратов собраний.

Второй момент заключается в том, что у всех работников ликвидированных администраций есть семьи, при этом многие «попавшие под сокращение» являются опытными работниками. Поэтому слепого увольнения всех и вся не случилось. Те, кто захотел работать по-новому, применение себе нашли. Те, кто хотел уйти, ушли. 

— Экономия бюджетных средств действительно есть. Но здесь дело даже не в экономии, а в том, какое единое решение по всем нашим проблемам происходит теперь: по благоустройству, ЖКХ, общественным вопросам, спорту, культуре. Я считаю, что система единого округа при централизованном управлении и контроле работает лучше, быстрее и качественнее, — высказывает свое мнение глава Коркинского муниципального округа Наталья Лощинина. 

photo_2023-09-27_17-12-20.jpg

Объединение — это тенденция 

Пока в Челябинской области есть только один муниципальный округ — Коркинский, образованный из Коркинского района, Коркинского, Первомайского и Розинского городских поселений. В конце 2022 года Алексей Текслер заявил, что создание муниципальных округов в Челябинской области может продолжиться. 

— Мы эти интеграционные процессы поддерживаем, поскольку это позволяет улучшать систему муниципального управления, экономить бюджетные средства на административные расходы и повышать качество жизни населения, — отметил губернатор. 

«Губерния» уже сообщала, что органы местного самоуправления Нязепетровского, Саткинского и Пластовского районов выдвинули аналогичные инициативы о преобразовании своих территорий в муниципальные округа. 

Мнение политолога: «Объединение в муниципальные округа ждет все районы области и страны» 

Объединение муниципалитетов в единый Коркинский округ — это лишь частный случай общегосударственной тенденции. Так считает южноуральский политолог, представитель АПЭК в Челябинской области Андрей Лавров. Усиление вертикали власти всегда было традиционно для России, и к нему уже возвращаются.

Андрей Лавров приводит в пример Челябинск, где система районных советов депутатов, введенная как средство «быть ближе к народу», не сработала. Мегаполис снова возвращается к варианту единой городской думы. По словам политолога, у него при всей этой круговерти преобразований даже появился термин — возвращение с «прокладочной политики» к обычному взаимодействию власти, депутатов и избирателей. 

— Как все произошло? В какой-то момент высшие уровни власти «устали» взаимодействовать с вечно недовольными бабушками и дедушками. Придумали вариант, как сделать «прокладку», чтобы их не тревожили «по пустякам». Мотивировали тем, что при таком варианте общение с людьми будет более живым. А у самих жителей всегда было желание общаться с более высокими инстанциями. И второй момент: людей не интересуют политические разборки, не интересует, «дерутся ли между собой паны». Всем важно, чтобы «их чубы не трещали», чтобы в доме было тепло, чтобы в срок увозили мусор, а в кране всегда была горячая и холодная вода. Поэтому тенденция по объединению муниципалитетов в единые округа с повышением эффективности работы будет набирать обороты. Вслед за Коркино и тремя другими районами, высказавшимися об объединении, к тому же решению придет большинство муниципалитетов, — считает южноуральский политолог Андрей Лавров.

Поделиться

поделиться:

 

Возврат к списку