Суббота, 4 Мая 2024

Бизнес, который наносит вред

04.08.2010 Корреспондент: Искра

Вопрос незаконного вторжения иностранной рабочей силы на сельскохозяйственные земли региона остро стоит не первый год. Однако статистика по-прежнему печальна.

Бизнес, который наносит вред
 
Вопрос незаконного вторжения иностранной рабочей силы на сельскохозяйственные земли региона остро стоит не первый год. Однако статистика по-прежнему печальна. Все больше и больше строится теплиц «китайского типа», на арендуемых землях овощи выращивают китайцы, таджики, узбеки. При производстве продукции в большинстве своем мигранты не соблюдают  агротехнику выращивания овощей, санитарные нормы, как не соблюдают и  требования трудового, природоохранного,  налогового законодательства. Их деятельность затрагивает и интересы российских фермеров, соблюдающих все  вышеперечисленные требования, в силу чего продукция россиян стоит дороже и в итоге не пользуется спросом у оптовиков. Власти района всерьез занимаются  упорядочением китайской деятельности. Одним из способов пресечь незаконную деятельность стали рейды по подобным предприятиям, которые позволяют выявить нарушителей и принять к ним соответствующие меры. В одном из таких рейдов приняла участие наш корреспондент Анастасия Зеленина.
В нашем районе большое количество теплиц расположено в Потапово, Селезяне и Каратабане. В районном управлении сельского хозяйства мне дали такую справку: на территории района 497 теплиц и 56 подсобных помещений на общей площади 90 га, в прошлом году эта площадь равнялась 77 га. Помимо этого китайские товаропроизводители выращивают овощи и в открытом грунте, это еще 496 га.
Согласно утвержденному прокуратурой плану мы едем с проверкой в селезянские теплицы. Комиссия, в составе которой представители прокуратуры и ОВД, управления сельского хозяйства и отдела природоохраны, «Роспотребнадзора», не уверена, что  удастся увидеть их хозяев. Но мы надеемся повстречаться с арендодателями земель, на которых настроены теплицы.
С.А. Ярушин, житель села, сдает в аренду земли сельхозназначения. Трудно понять, кому именно, и он тут вроде ни при чем - хозяин же так и не объявился! Все рабочие из теплиц исчезли к моменту нашего приезда. Женщина-охранник, как водится, ничего не знает. Комиссия осматривает территорию вокруг теплиц. В спальне рабочих земляные полы, повсюду  мухи, от единственного окна  толку немного. Захожу туда,  где рабочие, надо понимать, питаются, -  зрелище не для слабонервных, у некоторых домашний скот живет в лучших условиях. Как это ни печально, но   так живут многие нелегальные иностранные рабочие. Жалко? Жалко.  Только никто их не заставляет «нелегальничать».  Оформляй визу, работай в соответствии с полученным разрешением и зарабатывай себе на жизнь. Но законным путем работодатели мигрантов ходить не любят.
Еще одно тепличное хозяйство, земли ему сдает фермер А.П. Котлованов. В теплицах чисто, каждый кустик привязан. Огромные территории, все полито. Где берут воду на полив? А вот оно,  обмелевшее озеро. Работающий насос для перекачки воды слышен метров за сто. Честно сказать,  не ожидала увидеть такое зрелище: воды в озере нет (в прошлом году она еще была), на дне лежит рыба, которую клюют чайки. Лишь три канавы заполнены остатками воды, которая поступает на полив овощей.
- А кто им разрешил ставить насосы? – спросила у начальника управления сельского хозяйства А.И. Жигарева.
- Вот именно, что никто. Давалось разрешение на откачку воды лишь в определенном количестве и по водосчетчику. Но он благополучно вырезан из общей трубы.
В одном из помещений мы обнаружили этот счетчик, пылящийся в углу. Невыгодно качать по счетчику. А состояние окружающей среды, похоже, никого здесь не волнует? Обмелевшее озеро, зараженная химикатами почва – на долгие годы останутся в наследство нам.
На белых «Жигулях» появляется бригадир. В его присутствии комиссия изымает образцы помидоров и огурцов на экспертизу.
- Вы занимаетесь незаконной предпринимательской деятельностью, – говорим ему.  
- Да-да, законной,- едва выговаривает он на ломаном русском. По его понятиям все законно.
Попытки донести до китайских рабочих то, что своим нелегальным производством они наносят непоправимый вред природе,  тщетны. Общий язык так и не найден.
«Роспотребнадзор» делает свое заключение: условия для проживания здесь абсолютно не созданы. Полы земляные. Нет холодильного оборудования. Нет складов для хранения пестицидов. Нет медицинского оборудования. Нет, элементарно, столов. Не соблюдаются правила личной гигиены и т.д. Документов, подтверждающих безопасность и качество производимой продукции, также нет.
Следующий тепличный городок, куда мы едем, находится на паевых землях семьи Залуцких. Совсем недавно миграционная служба постановила выдворить работающих здесь нелегально китайцев из страны. Но они все разом заболели,  предпочтя остаться. Условия проживания лучше, чем в предыдущих городках, но о законности говорить тоже не приходится - налоги за пользование землей и водными ресурсами не платятся. Поблизости нет озера и шланги протягивать некуда, но   выход предприимчивые жители Поднебесной нашли. Повсюду прикрыты коробками и всяким хламом  водяные скважины, спрятаны насосы.
Приехал представитель ООО «Амур», Юрий. «Китайцев здесь нет», - оправдывался Юрий. А  на земле, на ткани сушшились недавно порезанные кабачки и стручки фасоли. В коробки свалены пакетики с китайскими иероглифами из-под удобрений. Каждый год предупреждают, каждый год изымают, вызывают в прокуратуру, но ничто не может напугать китайских производителей.
Молодой человек привез документы. Только нужных нам, к сожалению, не оказалось. То, что на территории располагаются 70 теплиц, нигде не сказано. Вся выращенная продукция поступает на рынки без маркировки и без лабораторных анализов. С огромных объемов реализуемой продукции налоги не платятся. Нет никакого подтверждения соблюдения санитарных норм и норм трудового и налогового законодательства. Выводы комиссии абсолютно такие же, как и по итогам предыдущей проверки. Ничего не поменялось. Всех нарушителей в назначенный день вызовут в прокуратуру.
Едем дальше. На очереди ООО «МАКАО», чьи теплицы  неподалеку от Потапово. Именно на территории этих теплиц в прошлом году было обнаружено хранилище ядохимикатов и удобрений китайского производства. Несмотря на это, фирма продолжает существовать, но с некоторыми переменами. На трассе возле теплиц стоит фура с региональным номером 126. Вот куда пойдет продукция, выращенная в здешних теплицах. Заместитель директора предприятия С.В. Лешина ждала нас на лавочке и была совсем не рада проверке. Чуть ли не с порога потребовала разрешение на осмотр и экспертизу. Агрессивно настроенная, она пыталась рассказать о законе защиты прав юридических лиц представителю прокуратуры … (Лучшая защита – нападение). Когда она поняла, что это всего лишь проверка, стала жаловаться комиссии на то, что центр занятости не выделяет ей работников. Уже давно она попросила выделить ей 300 китайцев (естественно, на законной основе!), но рабочую силу никто ей не предоставил.
- У меня только несколько китайцев работают, и то в роле охранников! Работать совсем некому. Помимо охранников у меня трудятся еще 15 человек и все! – возмущенно рассказывала Светлана Михайловна. - На качество нашей продукции еще никто не жаловался. У нас огурцы без добавок, помидоры вкусные. Все как положено.
Несмотря на убедительные рассказы хозяйки о соблюдении всех требований производства  продукции, комиссия приступает к работе. Один из главных вопросов - откуда берется вода на полив. По словам Светланы Михайловны, воду возят на тракторе к теплицам. Вместе с ней едем по территории. Через дорогу  протянуто 9 шлангов, диаметром не меньше 10 см. Двое рабочих, явно не русских, увидев нас, быстро прячутся в теплицах. Их увидели все, кроме хозяйки. Возле озера картина, как и в предыдущих «владениях»: приспособление для установки насоса для перекачки воды и повсюду шланги. Но, даже несмотря на то, что все обнаружено в ее присутствии,   хозяйка настаивает на прежнем: поливают они из бочек. Переубедить ее нам не удалось.
Очередная проверка убедила: китайские граждане не меняют тактику поведения и не считаются с законами страны, в которую приехали работать. А значит, им надо ждать новых проверок. По-прежнему миграционные службы будут выселять нелегальных рабочих, хозяев предприятий будут вызывать в прокуратуру, суды, взимать с них штрафы. Будут изыматься насосы, генераторы, химикаты. Главная цель – направить деятельность китайских предпринимателей в законное русло. Никто не против их работы в России. Всем известно их усердие и трудолюбие. Но и оставлять после себя выжатую, как лимон, землю, заболоченные озера нельзя позволить. Как и наживаться, не платя налоги в полном объеме.
 
Трудовые мигранты, привезенные из Китая на Южный Урал для использования в строительной отрасли, работают в огуречных и помидорных теплицах ряда районов области. Ими не обеспечивается безопасность продукции. Владельцы фирм, использующие труд китайцев, не платят налоги в полном объеме и не соблюдают природоохранное законодательство. Об этом министр сельского хозяйства области докладывал губернатору Михаилу Юревичу, и тот потребовал навести порядок в этой сфере.
 
Анастасия Зеленина.
 

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
19:06 Вспоминаем смерч «Горыныч» и визит Юрия Левитана на Южный Урал: календарь знаменательных дат на май

В мае 2024 года исполняется 85 лет Магнитогорской государственной консерватории, 95 лет со дня пуска водопровода в Златоусте и 15 лет со дня открытия пещерного комплекса «Баландинский» в Сосновском районе; свои юбилеи отметят артист Борис Петров и художница Людмила Костина.
Об этих и других юбилеях, а также важных и интересных событиях в истории Южного Урала «Губерния» рассказывает в газете и на сайте с помощью «Календаря знаменательных и памятных дат», подготовленного Челябинской областной научной библиотекой.

17:56 В оленьей семье, которая живет в челябинском зоопарке, прибавление

26 апреля у самки Маковки появился малыш. Олененок еще совсем маленький, но уже играет с мамой в догонялки.

17:30 В Челябинске маршрутчика наказали за выезд на встречную полосу для обхода пробки

Ему грозит штраф в размере пяти тысяч рублей и лишение прав до шести месяцев. Перевозчику вынесли представление.

Возврат к списку