Четверг, 14 Ноября 2019

Дороги Инженера Михайловского

«Все эти 60-верстные в день поездки верхом для рекогносцировки местности, без еды, без дорог, на полных рысях тряской лошади. Все эти ночевки на мокром сене, все эти косогоры, болота, утомление, доходившее до рвоты, – все позади. Не было еще таких изысканий и никогда не будет… Силы небесные помогли сделать славное дело...»

Дорога, дающая жизнь

Такие воспоминания остались о строительстве Уральского отрезка железной дороги, который стал частью огромной Транссибирской магистрали.

Опыт сооружения линии Уфа–Златоуст–Челябинск и поныне представляет значительный научный интерес с точки зрения железнодорожно-строительной практики. В то время эта работа справедливо признавалась выдающимся достижением русской инженерной мысли. В отличие от основной Сибирской магистрали, строившейся по облегченным техническим условиям, участок Уфа–Челябинск был выполнен технически безукоризненно, без скидок на трудности горного рельефа и быстроту работ. Общий объем земляных работ на строительстве составил 12,3 миллиона кубометров. Для того времени это явилось большим и сложным делом. Ведь все делалось вручную, кайлом да заступом, иногда с применением взрывных работ.

22 октября 1892 года в Челябинске встретили первый поезд. Именно отсюда начиналась Западно-Сибирская магистраль. После строительства Самаро-Златоустовской железной дороги город стал быстро развиваться. За шесть лет, после того как в Челябинске прозвучал первый паровозный гудок, население его удвоилось и достигло 18 тысяч жителей, а к 1914 году в нем проживало свыше 60 тысяч человек. Рядом с Челябинском были построены первые промежуточные железнодорожные станции (Чернявская, Чумляк и Шумиха), которые обслуживали богатый сельскохозяйственный район с населением свыше 40 тысяч человек. Отсюда отправляли в огромном количестве хлеб (до 25 миллионов пудов в год), сало, мясо, пеньку и масло в западные районы России. Через Челябинск перевозили дешевый сибирский хлеб, уголь, лес, руду и другие товары… Город стал одним из ключевых транзитных пунктов Великого Сибирского пути.

 

На помощь крестьянам

Руководил строительством дороги в то время Константин Михайловский. О личности, характере этого выдающегося человека воспоминаний почти не осталось. Сохранились скупые строки о нем А. В. Ливеровского, инженера путей сообщения, специалиста в области строительства железных дорог: «На постройке Уфа-Златоустовской железной дороги я познакомился с ее начальником К. Я. Михайловским… Это был выдающийся инженер, создавший целую школу строителей. Многие стремились попасть к нему на работу. Но он сохранял своих старых инженеров… Летом 1893 года я был на практике на постройке Западно-Сибирской железной дороги… Надо сказать, что вследствие неурожая 1891 года следующий год был годом голода в Западной Сибири, и население там умирало от невозможности своевременно подвезти продовольствие. Хлеб возили на лошадях через Уральский хребет. Константин Михайловский решил ускорить постройку, и тем самым дать возможность скорейшей доставки продовольствия для населения и семенного фонда. Он перевел через Уральский хребет несколько железнодорожных составов при полном отсутствии земляного полотна. Рубилась просека, по сваленным деревьям, как по шпалам, укладывались рельсы; и вслед за укладкой паровозы по уклонам тянули составы с рельсами и хлебом. Постройка была ускорена, и всему голодавшему краю была оказана громадная помощь… »

В поиске правильного пути

Изыскания на строительстве Самаро–Златоустовской железной дороги, на участке Уфа–Златоуст, затянулись. Начальник всех работ на линии Самара-Златоуст Константин Яковлевич Михайловский переживал, что никак не удавалось построить линию. Постоянная перемена вариантов вызывала недовольство у чиновников в Петербурге. Михайловский был словно между молотом и наковальней. С одной стороны, в Петербурге от него ждали окончательный вариант дороги, чтобы начать заключать подряды на строительство. С другой – изыскания все еще продолжались: инженеры искали самый экономичный вариант укладки дороги.

– Варианты, варианты, без конца варианты линии, два года идут изыскания, а линии все нет, – сказал Константин Михайловский в ответ инженеру, который привез новый вариант прокладки железной дороги через реку Юрюзань. – Вы, господа, совершенно забыли о постройке. Мне проходу нет в Петербурге, спрашивают, когда я наконец начну постройку, а я в ответ то и дело вижу все новые и новые варианты.

Итоги летних изысканий уже были посланы начальству, но инженеры нашли новый, более экономичный вариант и спешили его разработать до весны, когда казна начнет заключать подряды на строительство. Если с подрядчиками успеют заключить договоры, они будут протестовать против уменьшения и удешевления работ. Это все хорошо понимал начальник работ.

Тем не менее новый вариант строительства давал большую экономию казенных денег. Так, в июле 1887 года Комитетом министров было утверждено направление трассы этой линии, работы начаты весной 1888 года за счет казны.

Триумф русских инженеров

Участок Златоуст–Челябинск длиной 155 километров был закончен в сентябре 1892 года. Он стал частью Самаро-Златоустовской дороги, которая соединила железные дороги европейской части России с Великим Сибирским путем и сыграла большую роль в развитии промышленности Южного Урала.

Для перемещения грунта при сооружении насыпей, а также уборки каменных глыб из выемок применялись лишь ручные носилки и там, где было возможно, - колымаги да «грабарки», запряженные лошадьми. Много раз строителям преграждали путь бурные, быстрые реки, бесчисленные горные ручьи.

По инициативе К. Я. Михайловского в Челябинске был организован стройдвор, снабжающий строящуюся дорогу частями мостов, деталями жилых и служебных зданий, печными приборами и т. д. Все здания на линии строились по типовым проектам. Все это ускоряло работы.

Параллельно шло строительство Западно-Сибирской железной дороги (участка Транссиба). В мае 1891 года Комитет министров утвердил направление этой линии и выделил необходимые средства на постройку дороги от Челябинска через Курган до Омска. 7 июля 1892 года начальником работ Константином Михайловским в присутствии местного начальства и большого стечения жителей города Челябинска была произведена закладка Западно-Сибирской железной дороги и начаты земляные работы на участке Челябинск–Омск.

Правительственная комиссия отмечала в своих документах, что «по большому количеству и разнообразию искусственных сооружений, отводу русел рек и устройству подпорных стенок Уфа-Златоустовская железная дорога является одной из дорог, представляющих большой научный строительный интерес и может быть признанной одной из выдающихся дорог, построенных русскими инженерами».

Английская печать отмечала: «Эта дорога сделается не только одним из величайших путей, какие-либо знал мир, но в корне подорвет английскую морскую торговлю и станет в руках России политическим орудием, силу и значение которого даже трудно предугадать. Она сделает Россию самодовлеющим государством, для которого ни Дарданеллы, ни Суэц уже более не будут играть никакой роли, и даст ей экономическую самостоятельность, благодаря чему она достигнет могущества, подобного которому не снилось еще ни одному государству…»

 



ДОСЬЕ

Константин Яковлевич Михайловский родился в 1834 году в Черниговской губернии в семье дворянина. В 1861-м окончил Институт путей сообщения в Санкт-Петербурге и в чине поручика был командирован на службу в ведомство путей сообщения. С 1885 года К. Я. Михайловский возглавляет работы по сооружению Самаро–Уфимской железной дороги (последовательно ее участков: Уфа–Златоуст, Златоуст–Челябинск), Западно–Сибирской и Екатеринбург–Челябинской железных дорог. При этом ему пришлось совмещать руководство строительством ряда дорог одновременно. Так, в 1890 году, будучи начальником работ на строительстве Златоуст–Челябинской дороги и изысканий Западно–Сибирской дороги, он оставался в должности начальника работ по сооружению железной дороги на участке Уфа–Златоуст. А в 1894 году К. Я. Михайловский, являясь начальником работ по строительству ветки Екатеринбург-Челябинск, одновременно возглавлял работы по сооружению Западно-Сибирской железной дороги (на участке Челябинск–Омск). За эту деятельность он был удостоен звания почетного гражданина города Челябинска.

Евгений САРАСОВ

 

Возврат к списку