Вторник, 19 Марта 2024

Елена Коузова: «Удаленка не повлияла на качество образования»

30.11.2020 Корреспондент: Вероника Санникова Фото: Дмитрий Куткин, minobr74.ru/

Первый заместитель министра образования в эксклюзивном интервью "Губернии" рассказала, что весенний «дистант» дал возможность ученикам оценить преимущества очного обучения

ОГЭ в прошлом учебном году отменили, а ЕГЭ перенесли, и то только для тех, кто планировал продолжить обучение. Повлиял ли весенний «дистант» на качество образования? Будут ли школы вновь уходить на удаленное обучение? Каков процент болеющих сейчас среди учителей? Как в таких нестандартных обстоятельствах подготовиться к ЕГЭ? О самом насущном для школьников и их родителей в эксклюзивном интервью «Губернии» рассказала первый заместитель министра образования и науки Челябинской области Елена Коузова. 

«Дистант» не снизил качества образования

 — Елена Александровна, после весенней вынужденной «удаленки» учителя уже проверили усвоенные знания? Каковы результаты?

 — В сентябре-октябре были проведены всероссийские проверочные работы. В общем период с апреля по май, когда ребята учились удаленно, не повлиял на основные результаты, которые школьники должны были продемонстрировать по итогам учебного года. Сейчас Министерство просвещения РФ разработало рекомендации о том, как организовать работу так, чтобы учесть результат каждого ребенка, чтобы там, где результаты у школьников все-таки ниже, чем необходимо, в образовательных программах нынешнего года это учли. То, что вынужденная «удаленка» не повлияла на результаты обучаемости наших школьников, показали и региональные исследования качества образования, которые на Южном Урале проводятся ежегодно. Результаты этого года абсолютно соотносятся с итогами прошлого учебного года. Есть отдельные школы с невысокими результатами. Но так было всегда. И с теми школами, где низкие показатели, мы выстраиваем дополнительную работу. 

 — Новые форматы всегда дают свои результаты. Изменила ли «удаленка» учеников? 

 — Нельзя сказать, что «удаленка» радикально изменила каким-то образом учеников. Она дала возможность оценить преимущества очного обучения и заочного. Мы опрашивали старшеклассников, как они предпочитают учиться. Возможность заниматься индивидуально они воспринимают положительно, но — в небольшом количестве. Предпочтение они отдают все же обычной форме обучения, но с возможностью самостоятельно работать, уделяя время тем предметам, которые для них важны по выбору. Сейчас все с удовольствием учатся в очном режиме, нет каких-то массовых обращений, жалоб. Никто не хочет возвращаться к «дистанту» на постоянной основе. Ведь очно — это не только про обучение, но это еще и общение, развитие, возможность получения знаний по другим образовательным программам. Сами школьники как раз осознали преимущества очного обучения по сравнению с дистанционным. 

домашнее обучение_фото Куткина (4).jpg

 — Чему научились школьники за время «дистанта»?

 — Те, кто не стремился раньше освоить электронные ресурсы, сейчас активнее пользуются возможностями, которые предоставляет информационное пространство. Ребята сами научились находить образовательные платформы, чтобы ими можно было воспользоваться дополнительно. Удаленное обучение поспособствовало формированию самостоятельного интереса к поиску информации.

Четверть выпускников поступает в вузы других регионов

— Каковы результаты ЕГЭ в сравнении с прошлыми годами? 

 — Выпускникам этого года было нелегко. Не потому, что ЕГЭ проводились в несколько иной форме: сдавали его только те выпускники, которые собирались поступать в вузы. Трудность была в отсроченном периоде: готовились по традиции сдать все экзамены с мая по июнь, но пришлось ждать, потому что ЕГЭ переносили. Это, конечно, повлияло на самих выпускников, но не на их подготовку. Результаты в этом году по госэкзаменам даже несколько лучше, чем в прошлом. Это связано не с тем, что дети занимались на «удаленке» только теми предметами, которые им необходимо было сдать для поступления в вуз. Сдавали экзамены мотивированные дети, которые стремились получить высшее образование. Также на это повлияло отсутствие обязательных экзаменов.

Школа_ЕГЭ_фото Куткина (11).jpg

 — Много ли выпускников отказалось от сдачи ЕГЭ и какой процент поступивших в вузы в этом году по сравнению с 2019-м? 

 — Около 2000 выпускников отказались от сдачи ЕГЭ, а сдавали около 14 тысяч. Отказались те, кто собирался поступать в организации среднего профессионального образования, идти в армию или работать. А процент поступивших в вузы тот же самый, что и в прошлые годы. Это связано с количеством мест, которые предоставляли учреждения. У нас, кстати, в этом году был дополнительный набор после основного. Ребята, которые не поступили в «первую волну», испытали свои силы во время второй. По предварительным данным, не изменилось и количество тех ребят, которые уехали учиться в другие города. Пандемия не повлияла существенно на то, чтобы выпускники отказались от своего желания поехать поступать в вузы разных регионов. Примерно четверть наших выпускников ежегодно уезжает для учебы в разные точки страны. 

 Почему выпускникам этого года будет легче

 — Сейчас старшеклассники только и обсуждают, как им придется доучиваться и поступать в вузы. Каков ваш прогноз? Чего ожидать?

 — Думаю, что выпускникам этого года немного легче. Перед их глазами уже есть пример, когда в жестком режиме буквально к апрелю стало понятно, что будут какие-то изменения в организации учебного процесса и проведении итоговой аттестации, а окончательные решения были уже приняты во второй половине мая. В этом году все уже понимают, что возможны корректировки в проведении процедуры госэкзаменов, поэтому психологически старшеклассники заранее настраиваются на то, что им придется ждать окончательное решение о проведении аттестации. Все же понимают, что если ситуация с пандемией будет такой же, как сейчас, изменения возможны. Правда, есть и другие суждения: весной ситуация изменится к лучшему, поэтому мы сможем в обычные сроки сдать экзамены.

Школа_ЕГЭ_фото Куткина (7).jpg

 — Сочинение уже перенесли. А как будут проходить тестовые экзамены у выпускников? 

— Уже сейчас в апробационном режиме проводятся экзамены. Мы проверяем готовность наших систем. 19 ноября в тестовом режиме успешно прошел экзамен по информатике на компьютерах. Напомню, что впервые в 2021 году ЕГЭ по информатике выпускники полностью выполнят на компьютерах, до этого они делали задания по этому предмету на бумажных бланках. Экзамен прошел штатно — Челябинская область готова к экзамену на компьютерах, это подтвердил и федеральный эксперт. 

Прогнозы на ЕГЭ делать трудно, все будет зависеть от санитарно-эпидемиологической ситуации не только в Челябинской области, но и в стране, так как экзамены у выпускников проводятся в один и тот же день по всей России. У нас на сегодняшний день нет еще ни одного официального документа, каким образом будет проходить аттестация для выпускников школ. Однако уже сейчас есть формальное решение о том, что в декабре выпускные 11-е классы не будут писать сочинения как обязательное мероприятие по допуску к государственной аттестации. Теперь «зачет», допускающий выпускника к ЕГЭ, пройдет не ранее 5 апреля 2021 года. И, честно говоря, наши выпускники немного расстроились этому. В среднем у нас спокойная ситуация по заболеваемости учеников в школах: большая часть могла бы написать эти сочинения, а не ждать второго полугодия.


 На карантин — только классами, а начальной школе Минпросвещения рекомендует только очную форму 


 — До нового года остался месяц. Ученики вернулись после длительных осенних каникул, много ли сейчас среди них заболевших? 

 — У нас действительно закончились «длительные каникулы». Решение губернатора о продлении осенних каникул было как никогда правильным. Мы дали возможность школам решить самостоятельно, как они будут отдыхать в зависимости от уровня заболеваемости обучающихся и сотрудников. В итоге у нас получился разбег в четыре недели. Это, кстати, очень хорошо, потому что гибкий график позволил урегулировать ситуацию с заболеваемостью сотрудников. Если школьники в сентябре-октябре болели не больше обычного, то уровень заболеваемости у педагогов и технических работников был повыше. Но уже сейчас достаточно спокойная ситуация. 

— Какой процент учителей в регионе сейчас на больничном? Кто их заменяет? 

 — В среднем сейчас на больничном семь процентов работников школ, детсадов, средних образовательных учреждений. Замены возможны. Например, если учитель уходит на больничный, у школьников может быть больше уроков по другому предмету. А после выхода с больничного учитель, наоборот, временно увеличит число занятий по его предмету. Здесь вариантов много, все это законодательно разрешено.

 — Не планируется ли переводить школьников вновь на «дистант»?

 — Эта тема контролируется, регулярно обсуждается совместно с губернатором Челябинской области Алексеем Текслером и его первым заместителем Ириной Гехт. Пока оснований для того, чтобы переходить на какие-то иные образовательные режимы, нет. Мы работаем в штатном режиме, но по мере заболеваемости некоторые классы уходят на карантин. У нас их немного. Если в школе будет высокий процент заболеваемости среди педагогов, то ее руководство может принимать решение о переходе на заочные, очно-заочные формы. В любом случае Минпросвещения рекомендует для начальных классов очную форму обучения. Поэтому стараемся максимально создавать все условия, чтобы ученики этого звена могли получать образование в стенах школ. 

В среднем и старшем звене возможно смешение форматов, когда два-три дня класс учится, а остальное время занимается самостоятельно и консультируется с учителем в онлайн-режиме. Пока у нас на такой форме очень небольшое количество школ. В основном это те учреждения, где введен карантин по заболеваемости ОРВИ. Будем надеяться, что сумеем удержать ситуацию с заболеваемостью и продолжим обучение в очном режиме. В любом случае именно школа несет ответственность за реализацию образовательных программ, поэтому каждое учебное заведение само определяет форму обучения и технологии, которые используются.


Поделиться

поделиться:

 

Возврат к списку