Эксперты рассказали об этом и других проектах по развитию краеведения в Челябинской области
Как заинтересовать детей и взрослых историей и культурой родного края? Чего не хватает в школьной программе? Как прикоснуться к истории самостоятельно? Эти вопросы обсудили участники пресс-конференции «Особенности краеведения в Челябинской области», которую в пятницу, 15 апреля, провел медиахолдинг «Гранада Пресс».
— Краеведение является неотъемлемой и важной частью научной и общественной жизни Челябинской области, — говорит Надежда Коршунова, декан исторического факультета, доктор исторических наук. — По сути дела, именно на Урале краеведение возродилось в постсоветский период.
Справка
В начале 1930-х годов историко-культурное краеведение было фактически объявлено «лженаукой». «Политически вредные издания» были изъяты из оборота, прекратились научные исследования, были закрыты краеведческие организации. В конце 1980-х годов краеведение начало возрождаться. Сначала на Урале (Челябинское общество краеведов было создано в 1989 году), а потом и в других регионах страны начался бурный рост интереса к истории и культуре малой родины.
В настоящее время краеведение активно развивается в вузах Челябинской области. Выходят диссертации и книги об истории промышленности на Южном Урале, социальной истории, вкладе региона в Победу... Свой вклад в развитие краеведения вносят местные музеи, издательства, библиотеки.
— Однако преподавание краеведения сегодня, на мой взгляд, хромает, — продолжает Надежда Коршунова. — Конечно, на исторических факультетах этот курс идет. Но если раньше он был общим для всех, то сейчас это не так. В школах краеведение если и преподается, то в качестве факультатива, обрывочно, системной работы на сегодняшний день нет.
В Челябинском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования разработана специальная программа, включающая тему национальных, региональных, этнокультурных особенностей Южного Урала. Об этом рассказала Юлия Маковецкая, заведующий кафедрой общественных и художественно-эстетических дисциплин института.
Отвечая на вопрос «Губернии», Юлия Маковецкая отметила, что с точки зрения краеведения каждый муниципалитет Челябинской области интересен по своему.
— Нельзя сказать, что Челябинск интереснее, чем Агаповский район или что Ашинский район интереснее Копейска, — говорит она. — В каждой территории есть великолепные истории, о которых можно и нужно рассказывать в школах.
— У школьников есть интерес к родному краю, — отмечает Надежда Коршунова. — Но этот интерес носит фрагментарный характер. По моему мнению, это можно исправить, если доносить краеведческую информацию не только на уроках истории. Например, на уроке физики можно рассказать о знаменитых физиках, работавших на Южном Урале.
Об одном из примеров такого интегрированного преподавания краеведения рассказала Юлия Кузнецова, методист миасского дома детского творчества «Юность».
— У нас был реализован проект «Вершина 10.19»: наши учащиеся провели различные воркшопы, мастер-классы, организовали туристический поход, обобщили материал по флоре и фауне Лысой горы, оформили правила поведения в лесу и в горах, научились создавать 3D-панорамы горной местности... По итогам проекта ребята изготовили информационный баннер, который может увидеть каждый на туристическом маршруте на Лысую гору.
Изучение истории родного края позволяет привлечь в регион туристов, уверен Антон Бубнов, начальник отдела популяризации культурного наследия историко-культурного заповедника «Аркаим».
— В «Аркаиме» мы привлекаем школьников и всех интересующихся к археологическим раскопкам, — рассказывает он. — Как можно лучше соприкоснуться с древней историей? А сейчас мы замахнулись на работу с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Например, мы разрабатываем экскурсионную программу, посвященную каменному веку Южного Урала, адаптированную для людей с нарушениями зрения.
Запись пресс-конференции доступна на YouTube и Rutube, а также в социальных сетях изданий медиахолдинга «Гранада Пресс».
Поделиться
поделиться:
Другие материалы рубрики