Понедельник, 29 Апреля 2024

В войну директор ММЗ не побоялся отлить колокол, а настоятель челябинского храма получил две благодарности от Сталина

07.05.2021 Корреспондент: Алексей Ермолюк Протоиерей. Сергий Ашихмин, диак. Желтов, иерей Димитрий. Магнитогорск, 1950-е

Великая Отечественная война помешала планам советской власти уничтожить церковь. Более того – закрывшиеся ранее храмы вновь открыли. Есть своя страничка истории о том, как верующие помогали фронту, и у Челябинской области.  


Богоборческая советская власть планировала уничтожить Русскую Православную Церковь, ее духовенство – проводились «безбожные пятилетки», велась мощная атеистическая пропаганда, ставились планы и сроки полного уничтожения Церкви. Но осуществиться этим планам помешала война. В период Великой Отечественной давление на Церковь ослабло, так как всем было очевидно ее доброе влияние на народ и воинский дух. Советское правительство разрешило открыть закрытые храмы, преследования духовенства прекратились, священники были возвращены из ссылок. Это был недолгий, но очень важный для всего нашего народа и Церкви период духовного единения.

Власть понимала, что выиграть войну можно лишь задействовав все социальные ресурсы. Из материалов Всесоюзной переписи населения 1937 года партийным вождям было известно, что третья часть горожан и две трети жителей села по-прежнему верят в Бога. И это после длительных гонений, после долгих лет разнузданной антирелигиозной пропаганды. В свою очередь, Русская Церковь с первых дней войны заняла отчетливую патриотическую позицию. Уже в июне 1941 года местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий призвал паству встать на защиту Отечества.

Челябинская область в годы войны была тыловой: сюда эвакуировали 400 тысяч человек и более 200 промышленных предприятий. Все отрасли народного хозяйства были переведены на военные рельсы. Они стали обслуживать нужды фронта. В области было построено 35 новых заводов. Город Челябинск стали называть Танкоградом, ведь он дал фронту 18 тысяч танков и 48 тысяч танковых моторов.

Во время войны изменения коснулись и религиозной жизни челябинцев. В конце 30-х годов единственным действующим храмом был Свято-Симеоновский. Возглавлявший его Василий Хлопотов осенью 1937 года был арестован и расстрелян. Местные органы власти вели дело к закрытию последнего челябинского храма. Но грянула война, и государство было вынуждено ослабить хватку. Община Симеоновского храма восстановила связь с Московской Патриархией и прошла официальную регистрацию. Настоятелем был назначен протоиерей Сергий Ашихмин.

В первые годы войны верующие собирали денежные средства в помощь фронту в единственном действующем храме, затем, по мере открытия новых приходов, и они включаются в эту работу.

– Активная работа верующих по подаче заявлений, ходатайств привела к тому, что уже в 1944–1945 годах правительством было разрешено открытие 24 храмов на территории нашей области, – рассказал ранее в видеопередаче про вклад церкви в победу в Великой Отечественной войне Егор Малюков, кандидат исторических наук.

В годы войны специальным постановлением правительства был разрешен колокольный звон. Возникла проблема: за годы гонений церкви просто физически нигде не оставалось колоколов. В Челябинской области интересен личностный фактор наших капитанов промышленности. К примеру, директор Магнитогорского металлургического завода Григорий Носов не побоялся принять заказ на изготовление колокола для церкви. И колокол весом более 600 килограммов был отлит на заводе. 

– За годы войны прихожане Свято-Симеоновского храма собрали более 600 тысяч рублей, – продолжает Егор Малюков. – В Фонд обороны приобрели облигаций и займов на сумму более 100 тысяч рублей, сдали серебра весом более 6,5 килограмма и золота более 260 грамм. Настоятель Свято-Симеоновского храма отец Сергий Ашихмин получил две благодарности от Сталина за организаторскую, проповедническую работу. Был награжден медалью за доблестный труд в годы Великой Отечественной войны. Приходами всех церквей было пожертвовано порядка 990 тысяч рублей в Фонд обороны.Жертвовались различные предметы, к примеру, полотенца, которые шли в фонд помощи фронтовиков. И более 600 тысяч рублей составила подписка всех храмов на четвертый военный заем.

Иерей Вячеслав Островидов.jpgИерей Вячеслав Островидов

Такая помощь, рассказывает историк, не прекращалась и после войны. Прихожане помогали фронтовиками детям фронтовиков. Следили за оградами кладбищ, восстанавливали их на собственные средства. А на приходах Челябинской епархии в послевоенные годы служило немало бывших фронтовиков. Это иерей Вячеслав Островидов, протодиакон Иаков Степанец, Мирон Насонов, протоиерей Николай Катаевский, Арсений Головин, Иван Шахов, Василий Иванов, Макарий Татарников, архимандрит Серафим, в миру Николай Урбановский, иерей Михаил Адегов и многие другие.

архимандрит Серафим Урбановский.jpgАрхимандрит Серафим Урбановский



…Южноуральцы услышали радостную весть о Великой Победе по радио, рано утром 9 мая 1945 года, в 4:15 по местному времени. За пару часов весть облетела все города и села. Сохранились фотографии ликующих горожан на проспекте Ленина (тогдашней улице Спартака), сделанные на площади Революции, перед Центральным гастрономом. Среди празднующих челябинцев была известная поэтесса Людмила Татьяничева. На следующий день в газете «Челябинский рабочий» появилось ее стихотворение «Утро Победы». Оно идеологизировано, но великолепно передает ту атмосферу, которая царила в то время на улицах Челябинска.

Всю ночь по асфальту стучали дождины
И ветер прохожим дул в рукава,
Сквозь мокрые камни зеленой щетиной
Упрямо тянулась трава-мурава.

Солнце в то утро еще не всходило
И птицы еще не воспели восход,
Но радость ударила в мощное било –
Великая радость. И вышел народ

Приветствовать солнце. Исчезло ненастье,
И каждый увидел улыбку вождя.
И светлые слезы народного счастья
Смешались с весенним потоком дождя.

А песня летела по птичьему следу
В Москву, к справедливому сердцу страны…
Таким мне запомнится утро Победы,
Девятое мая. Конец войны.

8 мая 1945 года в Челябинске действительно шел дождь, а 9 мая, как по заказу, было солнечно. Его объявили выходным, из окон домов лилась музыка, люди выходили танцевать на улицу, пели, обнимались, поздравляли друг друга. В храмах Челябинской области служили благодарственные молебны.

Праздник Пасхи в победном 1945 году отмечали в день святого Георгия Победоносца, покровителя нашего воинства – 6 мая. А 9 мая стало Днем Победы. Радость светлой Пасхальной Седмицы, радость Победы над смертью, которую нес враг, – была общей.24 июня в Москве состоялся парад Победы, в котором участвовали 70 южноуральцев.

1_.JPG

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
15:33 На северо-западе Челябинска началось строительство новой дороги

Общая протяженность участка строительства новой дороги – более 400 метров. Срок контракта – два года. С 30 апреля закроют движение на участке от адреса 250-летия Челябинска, 77 до улицы Северной.

13:42 В Челябинске освятили нижний храм кафедрального собора Рождества Христова

На освящении и первой литургии присутствовали губернатор Челябинской области Алексей Текслер с супругой Ириной. Как отметил глава региона, сегодняшний день будет вписан в новую историю Челябинска.

12:45 На Айских притесах в Саткинском районе погибла 14-летняя девушка

Школьница пропала 26 апреля. Накануне вечером, 27 апреля, ее тело обнаружили на узком каменистом участке суши около Айских притесов.

Возврат к списку