В июне ГИБДД Челябинской области планирует провести широкомасштабную акцию «Самокат и ПДД». Этот вид транспорта стал популярным, но никто не знает, где и как можно ездить на электросамокате. И это серьезный пробел в безопасности на дорогах, который приводит к тому, что самокатчики и сами попадают в ДТП, и сбивают пешеходов. Есть мнение, что в школах надо ввести уроки по обучению правилам вождения на самокатах и взаимодействия с другими участниками движения. «Губерния» пообщалась с Госавтоинспекцией и юристами, чтобы выяснить, как за последнее время изменилась законодательная база и почему сложно привлечь к ответственности пользователей средств индивидуальной мобильности.
Мнения о самокатах среди жителей Челябинской области разные: от предложений запретить на тротуарах до категорического отрицания такого способа передвижения. «Губерния» собрала разные точки зрения, пообщалась с Госавтоинспекцией и узнала, что по этому поводу думают юристы.
В Челябинске на сегодняшний день действует порядка четырех кикшеринговых сервисов, в небольших городах региона их меньше. Но многие южноуральцы не тратятся на аренду, а предпочитают купить самокат. С выбором моделей и марок проблем нет. С ветерком на двух колесах гоняет не только молодежь, но и жители зрелого возраста.
В июне в регионе пройдет акция «Самокат и ПДД»
В областном управлении ГИБДД «Губернии» рассказали, что управлять самокатами, которые предоставляют кикшеринговые сервисы, а также мощными моделями, которые продаются в специализированных магазинах, разрешено жителям старше 14 лет. При этом на сайтах самих кикшеринговых сервисов отмечено: арендовать самокат можно только с 18 лет. Более того, в Госавтоинспекции добавили, что для управления мощными самокатами необходимо получать права категории М.
— Сотрудники Госавтоинспекции на постоянной основе проводят профилактическую работу, — рассказал «Губернии» начальник отдела пропаганды областного управления ГИБДД Алексей Чувардин. — В июне планируем провести широкомасштабную акцию «Самокат и ПДД». Также за последнее время изменилась законодательная база. С 1 марта этого года в законную силу вступило постановление федерального правительства, которое регулирует использование средств индивидуальной мобильности. К ним относятся электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и другие аналогичные средства. Новая редакция допускает их использование гражданами старше 14 лет. В пешеходной зоне, на тротуарах и дорожках на средствах индивидуальной мобильности можно передвигаться, если их вес не превышает 35 килограммов. Также в новой редакции регламентирована скорость, она не должна быть больше 25 километров в час.
Напомним, на днях челябинские власти решили запретить самокаты и велосипеды на набережной реки Миасс и Кировке. Сейчас этот вопрос обсуждается. Если решение примут, то в пешеходных зонах, где самокаты и велосипеды окажутся под запретом, установят соответствующие знаки. Кстати, на Кировке знак, запрещающий движение велосипедов, установлен давно, но внимания на него никто не обращает: ни любители погонять на двухколесном транспорте, ни стражи правопорядка, которые регулярно дежурят на этом участке.
«Запретами проблему не решить — нужна альтернатива»
По словам юриста Николая Попова, пока в России нет четкого законодательного регулирования для управления мощными самокатами. В этой сфере необходим регламент по проверке знаний правил дорожного движения, обучению езде на электросамокатах. Учитывая, что самокатами в основном пользуется молодежь, юрист считает, что школьные уроки, на которых ребят учили бы правильно на них ездить, никто прогуливать не стал бы.
— Нужно четко выстроить механизм привлечения к ответственности водителя средства индивидуальной мобильности за нарушение правил дорожного движения, — убежден Николай Попов. — Пока же сотрудники полиции неохотно занимаются такими нарушениями. Думаю, практика будет нарабатываться постепенно, как и инструменты правового регулирования. С точки зрения действующего закона есть требования, которые предъявляются к самим кикшерингам по организации месторасположения самокатов, к их характеристикам. И если вред имуществу или здоровью граждан был причинен из-за технического состояния самоката, то нести ответственность будет кикшеринг. Но, с другой стороны, ответственность за использование самоката несет тот, кто им управляет. На днях ко мне обратился водитель: в него въехал самокатчик, который вылетел на дорогу на красный сигнал светофора. В такой ситуации было бы правильно вызвать инспекторов ГИБДД, зафиксировать аварию. Но самокатчик убедил водителя, что у него нет претензий, даже оставил расписку, а потом быстро уехал. И здесь появляется вопрос: а как в таких ситуациях привлекать к ответственности самокатчиков? Удостоверения на управление самокатом у молодого человека не было, как и документов, подтверждающих его личность. А ведь виноват в этом инциденте он: нарушил правила дорожного движения, повредил чужой автомобиль, никак не компенсировал водителю ущерб, при этом дал расписку, что сам претензий не имеет, и покинул место ДТП.
При этом юрист уверен, что для грамотного регулирования этой сферы нужны адекватные запреты. Но напрашивается другой вопрос: кто будет контролировать и фиксировать игнорирование запрещающих знаков?
— Помимо запрета необходима и альтернатива. Средства индивидуальной мобильности — это экологичный транспорт, и если его правильно использовать, то можно значительно разгрузить трафик, особенно летом, — добавил Николай Попов. — Чем раньше эти проблемы будут решены — обустройство отдельных полос, четкое правовое регулирование, система контроля и наказания — тем меньше произойдет несчастных случаев с участием средств индивидуальной мобильности.
Пробел в безопасности: незнание правил приводит к ЧП
Неоднозначная позиция по самокатам и у жителей Челябинска. Горожанка Оксана Ефимова заметила, что, с одной стороны, самокаты — неплохая идея для передвижения в мегаполисе и повышения мобильности жителей, но с другой — у многих самокатчиков отсутствует культура вождения.
— Многие из них просто не знают правил дорожного движения, — обратила внимание Оксана. — При этом гоняют по автомобильным дорогам, создавая помехи водителям, даже пешеходную зебру не могут пройти как положено: спешиться и перейти, а потом ехать дальше. По тротуарам гоняют на огромной скорости, чуть ли не сбивая пешеходов. В Челябинске уже много было инцидентов, когда по вине самокатчиков травмы получали дети и пенсионеры. Тревожит меня и доступность электросамокатов для подростков. Однажды видела, как мальчишки лет 15-17 пересекали мост на Свердловском проспекте по диагонали от «Торгового центра» к зданию «Союзпищепрома»: шесть полос, скоростной автомобильный поток, а они мчали почти поперек проспекта. Честно говоря, стало жутко. Электросамокат — это такое же средство передвижения повышенной опасности, как и автомобиль. У него много плюсов, но у тех, кто им пользуется, должна быть ответственность перед другими участниками дорожного движения.
До малых городов Челябинской области мода на мощные самокаты тоже дошла, хотя кикшеринг в них развит чуть меньше, чем в миллионниках. Но и там мнения жителей двоякие.
Жительница Златоуста Маргарита Сайфуллина придерживается однозначной позиции.
— Я категорически против самокатов. Но раз уж они есть, то было бы неплохо, если б они использовались только в специально отведенных местах.
Менее категоричен другой житель Златоуста Александр Стародубцев. Молодой человек считает электросамокат удобным и полезным средством передвижения, а вот то, что среди южноуральцев нет культуры вождения, — другой вопрос.
— Нас не обучают правилам вождения на самокатах и взаимодействия с другими участниками движения и окружающей средой, — заметил Александр. — Все знают, что на красный переходить дорогу нельзя, но никто не знает, где и как можно ездить на электросамокате. И это серьезный пробел в безопасности на дорогах. А потому многие ездят на большой скорости по тротуарам, пугая пешеходов, или гоняют по проезжей части, считая себя полноценными участниками дорожного движения. А вот если бы были обучающие инструкции, ситуация была бы другой. Но вообще, электросамокаты значительно экономят время, особенно когда в час пик куда-то надо быстро добраться. Но это актуальнее для больших городов с загруженным трафиком, в малых электросамокаты в основном воспринимаются как развлечение.
Для самокатов нужны отдельные дорожки?
Жительница Миасса Елена Седельникова призналась, что не в восторге от электросамокатов: ездят бесшумно, скорость большая, правила не соблюдаются.
— На днях меня чуть не сбил самокатчик, когда мы с мужем шли по тротуару в «Машгородке», — рассказала Елена. — Успела увернуться. А еще недавно видела, как мужчина вместе с маленьким ребенком ехал на большой скорости на самокате по проезжей части: место опасное, там даже машины притормаживают, чтобы безопасно разъехаться, но мужчина на самокате, видимо, не сильно ценит свою жизнь и жизнь своего ребенка. Я с опаской отношусь к таким развлечениям. Стоит ли их запрещать? Не знаю, сложно ответить. Мне кажется, лучше оборудовать в Миассе специальные велодорожки, чтобы развести по разные стороны самокатчиков, велосипедистов, пешеходов и автомобилистов.
Похожего мнения придерживается жительница Троицка Алена Пшеничная, которая считает, что для самокатов нужны отдельные дорожки.
— Я и члены моей семьи самокатами не пользуемся. Троицк — город небольшой, поэтому передвигаемся пешком или на машине. Но я убеждена, что электросамокаты — невероятно опасный транспорт. А чтобы снизить аварийность, нужно воспитывать культуру в людях и определить единые правила для самокатов.
На самокат — и в сад
Работают кикшеринговые сервисы и в закрытых городах Челябинской области. Как рассказала жительница Озерска Екатерина Валеева, в городе атомщиков арендовать можно самокаты зеленого или фиолетового цвета. Однако их не так много, как в Челябинске.
— В Озерске в основном такими электросамокатами пользуется молодежь, особенно школьники, — рассказала Екатерина. — Жители от 30 до 35 лет чаще ездят на велосипедах, а те, кто постарше, — на автомобилях. Но вообще, в нашем городе старшее поколение с опаской относится к самокатам. Правда, моя 59-летняя тетя пару лет назад купила самокат, чтобы ездить на нем в сад. Но она скорее исключение. Сама я на них не катаюсь — не умею и очень боюсь, но к тем, кто ездит на самокатах, отношусь нормально, если они не создают аварийную ситуацию. Но если порассуждать о том, как можно сделать электросамокаты безопаснее, то я бы предложила проводить бесплатные мини-курсы для молодежи.
Кстати, в прошлом году областное управление ГИБДД совместно с одним из кикшеринговых сервисов проводило бесплатные курсы по управлению самокатами. В этом году пока такого обучения не планируется.
Как бы там ни было, любителям погонять с ветерком на двухколесном транспорте все же стоит выучить и соблюдать правила дорожного движения, не пренебрегать защитой (хотя бы надевать шлем), ни в коем случае не управлять самокатом в нетрезвом виде, помнить, что в пешеходных зонах у пешехода всегда преимущество. И зарубить себе на носу: один самокат — только для одного человека, не стоит брать «на борт» пассажиров.
Кстати
Самокатчиков могут ограничить на федеральном уровне: двухколесному транспорту хотят в разы снизить скорость по всей России
В федеральном Минтрансе и МВД обсуждают дополнительные ограничения для кикшеринговых самокатов. Их хотят полностью запретить во всех пешеходных зонах, а также ограничить скорость движения до 15 километров в час. Аналогичные запреты предлагается распространить и на электровелосипеды. Как отмечают многие эксперты, за последние три года в стране в два раза увеличилось количество аварий с участием средств индивидуальной мобильности.
Поделиться
поделиться:
В России работает чуть больше 410 профессиональных реставраторов, трое из них — в Челябинской области. Как они сами про себя шутят, их профессия — не просто уникальная, а штучная. Не каждому дано корпеть часами над древними страницами, чтобы продлить жизнь многовековому изданию. Зачем реставратору хирургический скальпель, можно ли мыть книги, что такое кислотность страниц, какие древние бактерии могут на них жить и какие находки встречаются между листами старых книг — об этом в эксклюзивном интервью «Губернии» рассказала заведующая региональным центром консервации библиотечных фондов Челябинской областной универсальной научной библиотеки Татьяна Шапкина.
С предполагаемыми участниками кластера сейчас ведутся переговоры. Руководить объединением будет Фонд развития промышленности региона.
Писатель станет участником книжной ярмарки «Рыжий фест», которая пройдет в областном центре в ближайшие дни. Он расскажет о том, как выстраивает сюжеты и пишет свои романы.