В июне ГИБДД Челябинской области планирует провести широкомасштабную акцию «Самокат и ПДД». Этот вид транспорта стал популярным, но никто не знает, где и как можно ездить на электросамокате. И это серьезный пробел в безопасности на дорогах, который приводит к тому, что самокатчики и сами попадают в ДТП, и сбивают пешеходов. Есть мнение, что в школах надо ввести уроки по обучению правилам вождения на самокатах и взаимодействия с другими участниками движения. «Губерния» пообщалась с Госавтоинспекцией и юристами, чтобы выяснить, как за последнее время изменилась законодательная база и почему сложно привлечь к ответственности пользователей средств индивидуальной мобильности.
Мнения о самокатах среди жителей Челябинской области разные: от предложений запретить на тротуарах до категорического отрицания такого способа передвижения. «Губерния» собрала разные точки зрения, пообщалась с Госавтоинспекцией и узнала, что по этому поводу думают юристы.
В Челябинске на сегодняшний день действует порядка четырех кикшеринговых сервисов, в небольших городах региона их меньше. Но многие южноуральцы не тратятся на аренду, а предпочитают купить самокат. С выбором моделей и марок проблем нет. С ветерком на двух колесах гоняет не только молодежь, но и жители зрелого возраста.
В июне в регионе пройдет акция «Самокат и ПДД»
В областном управлении ГИБДД «Губернии» рассказали, что управлять самокатами, которые предоставляют кикшеринговые сервисы, а также мощными моделями, которые продаются в специализированных магазинах, разрешено жителям старше 14 лет. При этом на сайтах самих кикшеринговых сервисов отмечено: арендовать самокат можно только с 18 лет. Более того, в Госавтоинспекции добавили, что для управления мощными самокатами необходимо получать права категории М.
— Сотрудники Госавтоинспекции на постоянной основе проводят профилактическую работу, — рассказал «Губернии» начальник отдела пропаганды областного управления ГИБДД Алексей Чувардин. — В июне планируем провести широкомасштабную акцию «Самокат и ПДД». Также за последнее время изменилась законодательная база. С 1 марта этого года в законную силу вступило постановление федерального правительства, которое регулирует использование средств индивидуальной мобильности. К ним относятся электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и другие аналогичные средства. Новая редакция допускает их использование гражданами старше 14 лет. В пешеходной зоне, на тротуарах и дорожках на средствах индивидуальной мобильности можно передвигаться, если их вес не превышает 35 килограммов. Также в новой редакции регламентирована скорость, она не должна быть больше 25 километров в час.
Напомним, на днях челябинские власти решили запретить самокаты и велосипеды на набережной реки Миасс и Кировке. Сейчас этот вопрос обсуждается. Если решение примут, то в пешеходных зонах, где самокаты и велосипеды окажутся под запретом, установят соответствующие знаки. Кстати, на Кировке знак, запрещающий движение велосипедов, установлен давно, но внимания на него никто не обращает: ни любители погонять на двухколесном транспорте, ни стражи правопорядка, которые регулярно дежурят на этом участке.
«Запретами проблему не решить — нужна альтернатива»
По словам юриста Николая Попова, пока в России нет четкого законодательного регулирования для управления мощными самокатами. В этой сфере необходим регламент по проверке знаний правил дорожного движения, обучению езде на электросамокатах. Учитывая, что самокатами в основном пользуется молодежь, юрист считает, что школьные уроки, на которых ребят учили бы правильно на них ездить, никто прогуливать не стал бы.
— Нужно четко выстроить механизм привлечения к ответственности водителя средства индивидуальной мобильности за нарушение правил дорожного движения, — убежден Николай Попов. — Пока же сотрудники полиции неохотно занимаются такими нарушениями. Думаю, практика будет нарабатываться постепенно, как и инструменты правового регулирования. С точки зрения действующего закона есть требования, которые предъявляются к самим кикшерингам по организации месторасположения самокатов, к их характеристикам. И если вред имуществу или здоровью граждан был причинен из-за технического состояния самоката, то нести ответственность будет кикшеринг. Но, с другой стороны, ответственность за использование самоката несет тот, кто им управляет. На днях ко мне обратился водитель: в него въехал самокатчик, который вылетел на дорогу на красный сигнал светофора. В такой ситуации было бы правильно вызвать инспекторов ГИБДД, зафиксировать аварию. Но самокатчик убедил водителя, что у него нет претензий, даже оставил расписку, а потом быстро уехал. И здесь появляется вопрос: а как в таких ситуациях привлекать к ответственности самокатчиков? Удостоверения на управление самокатом у молодого человека не было, как и документов, подтверждающих его личность. А ведь виноват в этом инциденте он: нарушил правила дорожного движения, повредил чужой автомобиль, никак не компенсировал водителю ущерб, при этом дал расписку, что сам претензий не имеет, и покинул место ДТП.
При этом юрист уверен, что для грамотного регулирования этой сферы нужны адекватные запреты. Но напрашивается другой вопрос: кто будет контролировать и фиксировать игнорирование запрещающих знаков?
— Помимо запрета необходима и альтернатива. Средства индивидуальной мобильности — это экологичный транспорт, и если его правильно использовать, то можно значительно разгрузить трафик, особенно летом, — добавил Николай Попов. — Чем раньше эти проблемы будут решены — обустройство отдельных полос, четкое правовое регулирование, система контроля и наказания — тем меньше произойдет несчастных случаев с участием средств индивидуальной мобильности.
Пробел в безопасности: незнание правил приводит к ЧП
Неоднозначная позиция по самокатам и у жителей Челябинска. Горожанка Оксана Ефимова заметила, что, с одной стороны, самокаты — неплохая идея для передвижения в мегаполисе и повышения мобильности жителей, но с другой — у многих самокатчиков отсутствует культура вождения.
— Многие из них просто не знают правил дорожного движения, — обратила внимание Оксана. — При этом гоняют по автомобильным дорогам, создавая помехи водителям, даже пешеходную зебру не могут пройти как положено: спешиться и перейти, а потом ехать дальше. По тротуарам гоняют на огромной скорости, чуть ли не сбивая пешеходов. В Челябинске уже много было инцидентов, когда по вине самокатчиков травмы получали дети и пенсионеры. Тревожит меня и доступность электросамокатов для подростков. Однажды видела, как мальчишки лет 15-17 пересекали мост на Свердловском проспекте по диагонали от «Торгового центра» к зданию «Союзпищепрома»: шесть полос, скоростной автомобильный поток, а они мчали почти поперек проспекта. Честно говоря, стало жутко. Электросамокат — это такое же средство передвижения повышенной опасности, как и автомобиль. У него много плюсов, но у тех, кто им пользуется, должна быть ответственность перед другими участниками дорожного движения.
До малых городов Челябинской области мода на мощные самокаты тоже дошла, хотя кикшеринг в них развит чуть меньше, чем в миллионниках. Но и там мнения жителей двоякие.
Жительница Златоуста Маргарита Сайфуллина придерживается однозначной позиции.
— Я категорически против самокатов. Но раз уж они есть, то было бы неплохо, если б они использовались только в специально отведенных местах.
Менее категоричен другой житель Златоуста Александр Стародубцев. Молодой человек считает электросамокат удобным и полезным средством передвижения, а вот то, что среди южноуральцев нет культуры вождения, — другой вопрос.
— Нас не обучают правилам вождения на самокатах и взаимодействия с другими участниками движения и окружающей средой, — заметил Александр. — Все знают, что на красный переходить дорогу нельзя, но никто не знает, где и как можно ездить на электросамокате. И это серьезный пробел в безопасности на дорогах. А потому многие ездят на большой скорости по тротуарам, пугая пешеходов, или гоняют по проезжей части, считая себя полноценными участниками дорожного движения. А вот если бы были обучающие инструкции, ситуация была бы другой. Но вообще, электросамокаты значительно экономят время, особенно когда в час пик куда-то надо быстро добраться. Но это актуальнее для больших городов с загруженным трафиком, в малых электросамокаты в основном воспринимаются как развлечение.
Для самокатов нужны отдельные дорожки?
Жительница Миасса Елена Седельникова призналась, что не в восторге от электросамокатов: ездят бесшумно, скорость большая, правила не соблюдаются.
— На днях меня чуть не сбил самокатчик, когда мы с мужем шли по тротуару в «Машгородке», — рассказала Елена. — Успела увернуться. А еще недавно видела, как мужчина вместе с маленьким ребенком ехал на большой скорости на самокате по проезжей части: место опасное, там даже машины притормаживают, чтобы безопасно разъехаться, но мужчина на самокате, видимо, не сильно ценит свою жизнь и жизнь своего ребенка. Я с опаской отношусь к таким развлечениям. Стоит ли их запрещать? Не знаю, сложно ответить. Мне кажется, лучше оборудовать в Миассе специальные велодорожки, чтобы развести по разные стороны самокатчиков, велосипедистов, пешеходов и автомобилистов.
Похожего мнения придерживается жительница Троицка Алена Пшеничная, которая считает, что для самокатов нужны отдельные дорожки.
— Я и члены моей семьи самокатами не пользуемся. Троицк — город небольшой, поэтому передвигаемся пешком или на машине. Но я убеждена, что электросамокаты — невероятно опасный транспорт. А чтобы снизить аварийность, нужно воспитывать культуру в людях и определить единые правила для самокатов.
На самокат — и в сад
Работают кикшеринговые сервисы и в закрытых городах Челябинской области. Как рассказала жительница Озерска Екатерина Валеева, в городе атомщиков арендовать можно самокаты зеленого или фиолетового цвета. Однако их не так много, как в Челябинске.
— В Озерске в основном такими электросамокатами пользуется молодежь, особенно школьники, — рассказала Екатерина. — Жители от 30 до 35 лет чаще ездят на велосипедах, а те, кто постарше, — на автомобилях. Но вообще, в нашем городе старшее поколение с опаской относится к самокатам. Правда, моя 59-летняя тетя пару лет назад купила самокат, чтобы ездить на нем в сад. Но она скорее исключение. Сама я на них не катаюсь — не умею и очень боюсь, но к тем, кто ездит на самокатах, отношусь нормально, если они не создают аварийную ситуацию. Но если порассуждать о том, как можно сделать электросамокаты безопаснее, то я бы предложила проводить бесплатные мини-курсы для молодежи.
Кстати, в прошлом году областное управление ГИБДД совместно с одним из кикшеринговых сервисов проводило бесплатные курсы по управлению самокатами. В этом году пока такого обучения не планируется.
Как бы там ни было, любителям погонять с ветерком на двухколесном транспорте все же стоит выучить и соблюдать правила дорожного движения, не пренебрегать защитой (хотя бы надевать шлем), ни в коем случае не управлять самокатом в нетрезвом виде, помнить, что в пешеходных зонах у пешехода всегда преимущество. И зарубить себе на носу: один самокат — только для одного человека, не стоит брать «на борт» пассажиров.
Кстати
Самокатчиков могут ограничить на федеральном уровне: двухколесному транспорту хотят в разы снизить скорость по всей России
В федеральном Минтрансе и МВД обсуждают дополнительные ограничения для кикшеринговых самокатов. Их хотят полностью запретить во всех пешеходных зонах, а также ограничить скорость движения до 15 километров в час. Аналогичные запреты предлагается распространить и на электровелосипеды. Как отмечают многие эксперты, за последние три года в стране в два раза увеличилось количество аварий с участием средств индивидуальной мобильности.
Поделиться
поделиться:
По словам губернатора Челябинской области Алексея Текслера, дамба, построенная в 1970-е годы, не была рассчитана на большой объем воды. Сейчас ее укрепляют с учетом современных требований.
https://t.me/chgub
Однако в частном секторе Ленинского и Металлургического районов есть небольшие повреждения при повторном запуске котельных. Сейчас сети ремонтируют.
https://t.me/chgub
«Время выбирает нас. Действуй!» — так звучала тема очередного всероссийского женского форума «Стальное кружево Урала», который прошел в Челябинске в минувшие выходные, 12 – 13 октября. Участницы мероприятия делились женскими секретами, обсуждали, как быть модными и красивыми, возможно ли совмещать семью и карьеру. Вместе с жительницами региона ответы на эти и другие вопросы пытались найти звездные гости. Например, известная радио- и телеведущая Тутта Ларсен рассказала, что именно материнство ей помогло ответить на вопрос «кто я?». Почему нельзя говорить о материнстве и карьере как о двух отдельных частях жизни женщины, можно ли найти баланс в жизни, нужно ли выстраивать границы с детьми и может ли женщина быть одновременно хорошей мамой и успешной в карьере — об этом и многом другое в материале «Губернии».
https://t.me/chgub