Пятница, 26 Апреля 2024

Когда качать права?

19.10.2009 Корреспондент: Горняцкая

Что делать, если нарушаются права потребителей?

Что делать, если нарушаются права потребителей?
Когда качать права?
Услуги
Екатерина ПЛОТИЦЫНА
«Вход с колясками запрещён», «сумки оставляйте на кассе», «мелочь не принимаем», «товар не развешиваем»… Какие запреты и ограничения предприятий торговли являются нарушением прав потребителей, а какие вполне допустимы? Что делать в той или иной ситуации – «качать» права или соглашаться с требованиями?
Недавно зашла в магазин – купить 200 – 300 граммов зефира. Раньше уже не раз совершала подобные покупки в этой же торговой точке. А теперь продавец отказалась развешивать товар, категорично заявив: «На развес не продаём. У нас всё расфасовано»…
В территориальном отделе по надзору в сфере защиты прав потребителей уверены, что в данном случае продавец не имела права отказывать:
– Желание купить 200, 300 или 400 граммов является полноправным требованием покупателя, – объясняет специалист-эксперт Наталья Матюшенкова. – Их отговорка, что товар нельзя перевешивать – неправомерна.
Исключения делаются только для предприятий мелкорозничной торговли – магазинчиков, киосков, в которых нет складских помещений и торговый зал очень мал. У них просто нет возможности развешивать продукцию, поэтому туда привозят уже фасованный товар. Но при этом, согласно «Правилам продажи», на упаковке должны указываться дата фасовки, цена, масса, стоимость за килограмм, срок годности продукта, номер или фамилия фасовщика.
– Когда вам предъявляют уже расфасованный товар, вы можете потребовать у продавца показать, где на упаковке перечислена вся необходимая информация, – советует Наталья Матюшенкова. – Если её нет, значит, отказ развешивать незаконен.
В каждой торговой точке, в том числе в магазинах самообслуживания, должны быть контрольные весы, чтобы вы могли убедиться, что масса развешанного  товара соответствует той, за которую вы заплатили.
– Для предпринимателей и директоров магазинов преду-смотрена административная ответственность за отсутствие контрольных весов в торговом зале, – говорит специалист-эксперт. – Это делается для того, чтобы не возникало разногласий – вы пришли домой, взвесили и выяснили, что вас обманули, но доказать это уже не удастся. Поэтому всегда, когда покупаете весовой товар, перепроверяйте его массу, указанную на упаковке.
Читатель газеты, ветеран труда А.С. Буреш, жалуется, что в магазинах зачастую отказываются принимать плату за товар мелочью. В одной из торговых точек продавец потребовала у пенсионера заменить пятикопеечные монеты, которыми он хотел расплатиться, деньгами большего достоинства…
В этом случае также нарушаются права потребителя:
– Пять копеек – это разменная монета, у нас нет денег, которые не используются при купле-продаже, – комментирует Наталья Матюшенкова, – поэтому предприятия торговли обязаны принимать мелочь.
Кроме того, стоимость товара, особенно развесного, зачастую оканчивается на копейки и сотрудники предприятий торговли, вместо того, чтобы сдавать мелкие деньги, просто округляют общую сумму до целых, причём обычно не в пользу покупателя.
– Таким образом, совершается обман потребителей. Соответствующая статья по административному кодексу предусматривает ответственность, начиная даже с 1-2 копеек, – говорит Наталья Матюшенкова. – Получается, что вам просто не отдают деньги, которые вам положены. Например, если вы должны 52 копейки, а заплатили рубль, то на кассе обязаны дать сдачу – ровно 48 копеек. Отказаться от мелочи – ваше право, но предложить её продавец обязан.
В магазинах самообслуживания требуют оставлять сумки в ячейках, не разрешая заносить их в торговый зал. Правомерен  ли этот запрет?
Оказывается, что ни в правилах продажи, ни в законе о защите прав потребителей, ни в санитарных правилах об этом ничего не сказано. Данное правило устанавливается внутренней инструкцией службы безопасности. Вы можете заходить в торговый зал с сумкой, если в ней нет товара, аналогичного тому, что продаётся в супермаркете, но при выходе сотрудники охраны имеют право потребовать у вас показать её содержимое.
– В этих магазинах нередко что-нибудь прихватывают, хозяева терпят убытки, поэтому, чтобы не входить в конфликтную ситуацию лучше оставлять сумку в специальной ячейке, – советует специалист-эксперт.
Если ваша сумка пропадёт, пока вы будете совершать покупки, то ответственность за это будет нести магазин.
Молодым мамочкам не с кем оставить малыша, а при входе некоторых магазинов города висят крупные таблички: «Вход с колясками запрещён».
В правилах и законах, регулирующих права покупателей и обязанности продавцов, об этом также ничего не сказано, поэтому как-то повлиять на предпринимателей в обществе защиты прав потребителей не смогут.
– Хозяева магазинов объясняют это мерами безопасности, говорят, что запрещают вход с колясками для того, чтобы ребёнок на себя ничего не уронил, чтобы коляска ничего не зацепила. В данном случае предприниматели просто теряют часть покупателей, которые не смогут совершать покупки в их торговой точке, – считает специалист-эксперт.

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
15:44 Общественный транспорт Челябинска и Копейска поменяет график работы

В предстоящие майские праздники автобусы, троллейбусы и трамваи будут перевозить пассажиров по расписанию выходного дня.  К работе в привычном графике общественный транспорт вернется 13 мая.

15:15 Детская железная дорога к лету отремонтировала тепловозы и пассажирские вагоны

Первый рейс детской железной дороги в этом сезоне запланирован на 1 мая. Традиционно управлять тепловозом, дежурить на станциях и работать проводниками вагонов будут дети.

14:24 Миллион деревьев в память о героях Великой Отечественной войны высадят на Южном Урале

Челябинская область присоединится к международной акции «Сад Памяти». В регионе для высадки молодых саженцев уже подготовили 74 площадки. Как рассказал и.о. начальника ГУ лесами по Челябинской области Валерий Нигматуллин, в этом году в память о героях самой страшной войны XX века и погибших деревьями засадят 213 гектаров земли.

Возврат к списку