Воскресенье, 12 Мая 2024

«Воздушные рабочие войны»

14.04.2010 Корреспондент: 0

…И нет уже в этой жизни дорогих нашему сердцу родителей – Новиковых Анисима Владимировича и Марии Терентьевны, которые, как и все другие победители, заслуживают и уважения, и памяти

И мы живём.

И мы опять весну встречаем.

Встречаем День Победы –

самый лучший день в году!

 

…И нет уже в этой жизни дорогих нашему сердцу родителей – Новиковых Анисима Владимировича и Марии Терентьевны, которые, как и все другие победители, заслуживают и уважения, и памяти. Сами они публично о своей причастности к Великой Отечественной говорили мало. Может быть, потому, что были одними из многих. А ещё потому, что Родину защищать – было профессией отца, что почти однозначно и для офицерской жены.

Белорусский парень, выпускник Ленинградского авиационного училища встретил 41-й военный год под Одессой и до 1958 года (пока не уволился в запас) был кадровым офицером, отдав лучшую пору жизни авиации. Мы, послевоенные дети, родившиеся в забайкальской глубинке (в военном городке на 111-м разъезде Читинской области) и выросшие на Западной Украине (Львов, Дубно, Городок) дорожили нечастыми прогулками с отцом (полёты днём и ночью, боевая и техническая подготовка лётного состава, полит-учёба…) и с нетерпением ждали его отпуска, когда «общим голосованием» решали: ехать к бабушке в Белоруссию или к бабушке с дедушкой на Южный Урал.

Постоянная самоотдача, учёба, освоение новых боевых машин, два года службы военным советником за границей – таким был путь младшего лейтенанта – техника эскадрильи до подполковника – инженера безаварийного авиаполка. А рядом всегда (пусть порой незримо) была жена, наша мама. Судьба подарила им встречу на фронте и, оказалось, на всю жизнь.

Маша Рыбалова (девичья фамилия) родилась на Урале. Раннее детство прошло в Ямках Еткульского района, а потом её родители строили Челябинский тракторный завод, позже обосновались на Еманжелинских угольных копях. Здесь мама пошла в школу (всегда с любовью рассказывала нам о своих учителях Михаиле Федоровиче и Дарье Филипповне Костюшевых, Фине Андреевне Картелёвой, Василии Захаровиче Щенникове, Елене Павловне Звягинцевой…). Работала на шахте № 18-бис табельщицей, лаборантом, кассира приходилось замещать. И тоже добрым словом вспоминала и директора, и рядовых шахтёров...

А в сорок первом, девятнадцати лет от роду, была призвана войной. Вместе с землячками из Еткульского района Клавой Устьянцевой, Августой Батуриной, Зиной Шарафутдиновой направили в школу младших авиационных специалистов в Челябинск. Учёба оказалась недолгой: предстояло заменить мужчин, которые из-за больших потерь на фронте переквалифицировались из специалистов по авиавооружению в воздушных стрелков. Правда, не все курсантки стали оружейниками – всё-таки эта работа для крепких мужчин: снаряжение штурмовика боекомплектом, обеспечение безотказности всех установок его мощного вооружения…

Простое слово «боекомплект», но сколько труда, напряжённого внимания и сноровки требуется от человека. Наверное, лишь врождённые смекалка, выносливость и трудолюбие помогали Марии Рыбаловой за час-полтора снаряжать самолёт полным боекомплектом. Ведь очень серьёзно был вооружён «Ил»: до 600 килограммов бомб, восемь реактивных снарядов «эрэсы»), две пушки со 150 снарядами на каждую, два пулемёта ШКАС и к ним 1500 патронов, крупнокалиберный пулемёт у воздушного стрелка. А порой приходилось всё это «выгружать», если вылет отменялся.

Особенно напряжёнными были периоды перед наступлением. В «наряд» (единственная возможность постирать, поштопать, помыться, отдохнуть) неделями не удавалось попасть. Тяжко на войне, а девушке-солдату вдвойне. Было и физическое перенапряжение, особенно в зимнюю стужу, когда ладони примерзали к металлу, потому что «тонкую» работу приходилось делать голыми руками. Однако всё это отступало перед горечью потерь, когда с задания не возвращались лётчики, когда при вражеских бомбёжках гибли товарищи на родном аэродроме.

…Отец, работавший после демобилизации на Еманжелинском автотранспортном предприятии и в горкоме КПСС, ушёл из жизни в 1983 году после мужественной борьбы с неизлечимым недугом. Мама дожила до 80 лет, часто болела, но время не стёрло из памяти войну, имена боевых товарищей, вес, количество и названия боеприпасов и пушек. Даже подсчитывала, какой вес ей, хрупкой девчонке, приходилось ежедневно «брать»: ведь вспомогательной техники почти не было.

В историю 108-го гвардейского Рава-Русского ордена Суворова штурмового авиаполка вписаны и имена подполковника А.В. Новикова и М.Т. Рыбаловой, гвардии ефрейтора. Были у них и боевые, и юбилейные награды. Мы храним также номера журнала «Крылья Родины», небольшой сборник очерков «Штурмовики», который его автор П.Я. Козлов посвятил «всем известным и безвестным героям, воевавшим на «Илах» – воздушным рабочим войны». Есть в них строки и о наших родителях. Светлая им память…

Лариса Новикова,

Еманжелинск

Александр Новиков,

Южно-Сахалинск

 

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
20:35 В Челябинске полицейские за один день оформили паспорт участнику спецоперации

Челябинец вернулся в город в краткосрочный отпуск. Паспорт ему нужно было поменять, поскольку недавно он отметил 45-летие.

19:55 В Миассе открыли новый памятник, посвященный защитникам Отечества

Монумент установлен благодаря общим усилиям общественников, меценатов, участников боевых действий и местных депутатов

19:29 Алексей Текслер отметил, что Россия не позволит никому переписать историю

На концерте, посвященном празднованию Дня Победы, глава региона обратил внимание: сейчас недружественные страны пытаются преуменьшить роль нашей страны в борьбе с нацизмом в годы Великой Отечественной войны. Но эти попытки безуспешны. И доказательство тому – героизм участников спецоперации. Они – прямые наследники поколения победителей, а значит, как их деды и прадеды, сумеют отстоять и защитить Родину.

Возврат к списку