Папа родился в 1916 г. в селе Ларино. Окончив четырехлетку, трудился разнорабочим в колхозе. В 17 лет получил «корочки» тракториста. После службы в армии вернулся в родное село.\
\
От Ржева до Берлина
Папа родился в 1916 г. в селе Ларино. Окончив четырехлетку, трудился разнорабочим в колхозе. В 17 лет получил «корочки» тракториста. После службы в армии вернулся в родное село.
Шло лето 41–го. Недавно закончилась посевная, кое–где начинали заготовку кормов. Но все оборвала война…
С первых ее дней отец попал в 30–й танковый полк, располагавшийся в Челябинске. Здесь учили вчерашних трактористов управлять танком. До обеда — теория, а потом, до глубокой ночи, вождение «Т–34» на полигоне. Папа стал старшим механиком–водителем. Получили с товарищами новые машины и — на фронт. Принял участие в Ржевской битве, которую в дальнейшем назвали самой кровопролитной за всю историю человечества.
Летом и осенью 1942 г. земля под Ржевом стонала, в малых реках текла красная от крови вода, поля были покрыты трупами, в ряде мест — в несколько слоев. Трупов было так много, будто их кто–то скосил и свез сюда, как траву. А. Цветков пишет: «Беда нагрянула со всех сторон: третьи сутки не пьем, не едим. Кругом зловонье и смрад. Многих тошнит и рвет — так невыносим запах от тлеющих человеческих тел». Потери советских войск тогда составили более двух миллионов человек. Город Ржев был превращен в лунный пейзаж. От 40 тысяч населения осталось 248 человек. 17 месяцев город находился в фашистской оккупации! Немцами была создана глубокая полоса обороны, они прочно зарылись в землю. Соорудили по переднему краю на видимую глубину более 500 дотов и блиндажей, семь километров противотанковых рвов, три с половиной километра лесных завалов. Каждый населенный пункт был превращен в самостоятельный узел обороны с дотами и железными колпаками, траншеями и ходами–сообщениями. Перед передним краем в 10–ти метрах устанавливались сплошные проволочные заграждения в несколько рядов. Каждый холм, каждая лощина, каждый перелесок нейтральной полосы были пристреляны вражеской артиллерией.
Одной из важнейших причин срыва штурма Ржева были и ливневые дожди, сильная распутица. Уровень воды в реке Держа, правом притоке Волги, в 40 км восточнее Ржева, поднялся с 40 см до 3 метров. Поддержать нашу пехоту было нечем — танки и артиллерия, не сумевшие одолеть бездорожье, отстали. Танки, застрявшие в грязи, в болотах и ручьях, сжигались вражеской артиллерией.
Но ни ураганный артиллерийский огонь, ни атаки большого количества танков, ни тонны смертоносного груза, сброшенного пикирующими бомбардировщиками «Ю–87» на наши рубежи на окраинах города и в Городском лесу, в котором не осталось ни одного целого дерева, — ничто не могло привести врагов к успеху. Наши части стояли насмерть. При очередной атаке немцев, 11 сентября 1942 г., был подорван танк с экипажем моего отца, старшины Анатолия Михайловича Приданникова. Папа получил тяжелейшее ранение, контузию, потерял сознание. Длительное время, истекая кровью, находился рядом с подбитой боевой машиной, в воронке. Отцу повезло в отличие от других — его вынесли с поля боя и успели оказать медицинскую помощь.
Очень хотелось бы найти тех людей, которые поставили на ноги совершенно безнадежного солдата, выхаживая его более девяти месяцев! Борьба за жизнь отца происходила далеко от тех мест, где шли ожесточенные бои — в Тюмени.
Отца выписали в мае 1943–го с заключением: «Не пригоден к дальнейшему продолжению и участию в боевых действиях». Но он рвался на фронт, и после долгих хождений из одного отделения в другое ему удалось попасть в 460–й минометный полк командиром отделения. Папа участвовал в битве за Днепр, форсировал реку. Ему также довелось принять активное участие в серьезных военных операциях в составе 1–го Белорусского фронта, командовал которым генерал армии К. К. Рокоссовский, освобождать Варшаву.
Мы хотим понять мальчишек, бросающихся под разрывы снарядов и на пулеметный огонь, месивших своими обмороженными, стертыми в кровь ногами осеннюю грязь и зимний снег, жгучий песок и чавкающую глину, прошедших за 1418 дней до Берлина, чтобы на ступеньках рейхстага наконец–то устало отложить автомат, разуться, закурить и сказать облегченно: «Все ребята, конец!»…
Мой отец, как и многие другие отважные воины, имеет Благодарности Верховного Главнокомандующего и медали: «За отвагу», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией», «За освобождение Варшавы» и др. До конца своих дней папа считал ценным подарком велосипед, который он получил в октябре 1945 г. и, согласно специальному разрешению начальника штаба полка, вывез на Родину.
После Победы отец продолжал служить еще целый год! Когда вернулся, нам казалось, что отсутствовал он несколько десятков лет. Несмотря на хроническую усталость и постоянное напряжение, папа выглядел бравым, с отличной выправкой, а гимнастерка была украшена боевыми медалями.
Чтобы не акцентировать внимание на ноющих фронтовых ранах и постоянных головных болях из–за контузии, отец погрузился в работу — его устали ждать поля. Мы, дети, по полгода не видели профессионального тракториста–комбайнера: начиналось все с весенней вспашки, потом заготовка кормов, обмолот, зябь. Его общий трудовой стаж — почти полвека, и за это время он ни разу не воспользовался инвалидностью!
С честью выполнили воинский долг и все сыновья Анатолия Михайловича и Клавдии Ивановны Александр, Николай, Михаил, Леонид.
Представители третьего поколения Анатолия Михайловича и Клавдии Ивановны Приданниковых — внуки, продолжили семейные традиции. Дмитрий Катаев отслужил в пограничных войсках, срочная служба прошла в Афганистане. Был командиром БТР, имеет награды. Анатолий Приданников — участник Дагестанских событий, горный стрелок. Подрастают и правнуки. Всего в генеалогическом древе Приданниковых 46 человек! Все — порядочные, трудолюбивые и ответственные люди.
Последние годы наш папа болел — донимали фронтовые раны и дикая физическая нагрузка. По–другому было нельзя: работать приходилось за себя и за тех, кто остался на полях сражений. Прожил наш папа 65 лет. Провожали его в последний путь 19 марта 1982 г. Тогда стоял лютый холод, а снежный покров достигал почти метра. Управляющий отделением Павел Иванович Ильин «поднял» все трактора, они выстроились в шахматном порядке и периодически подавали одновременные продолжительные сигналы — прощались. За штурвалами находились бывшие папины стажеры.
Ежегодно летом на кладбище в поселок Речной, расположенный по левую сторону берега реки Уй, приезжают представители трех поколений Приданниковых, низко кланяются могиле Анатолия Михайловича и вспоминают то, о чем при жизни не успели спросить или сказать…
А. Катаева,
дочь А. М. Приданникова.
P.S. Редакция выражает благодарность создателю и бессменному руководителю музея Ларинской средней школы Ростиславу Германовичу Логинову за предоставленный материал.
Поделиться
поделиться:
Читаем новости разных СМИ, блогеров и официальных пабликов Челябинской области вместе с «Губернией»: случайная выборка к этому часу
Предприятие в Челябинске при поддержке регионального Фонда развития промышленности запустило производство корпусов для установки сменных режущих пластин, специальных борштанг, высокоточной инструментальной и станочной оснастки — все очень востребовано для отечественного станкостроения. По программе «Импортозамещение» предприятию был выделен льготный заем в 30 миллионов рублей.
https://t.me/chgub
По итогам 2024 года количество южноуральцев, живущих за чертой бедности, сократилось на 1,7 процента, сообщают аналитики «РИА Новости». Согласно опубликованному рейтингу по доходам населения, Челябинская область вошла в топ-35 регионов.
https://t.me/chgub