Суббота, 7 Декабря 2024

Пока стучит сердце…

30.10.2010 Корреспондент: Искра

Надежда Ивановна Миналиева, председатель районной общественной организации «Память сердца. Дети погибших защитников Отечества», частенько заходит в нашу редакцию. То попросит опубликовать список пропавших без вести участников Великой Отечественной войны, чьи захоронения стали известны, – может быть, кто-то из детей, родственников откликнется? То принесет письмо, в котором благодарит руководителей предприятий, индивидуальных предпринимателей за помощь обществу. То попросит отметить через газету членов общества, принимающих активное участие в различных мероприятиях. Все это она делает мягко, извиняясь за беспокойство, за невозможность заплатить за объявление-приглашение.

Преодоление

Пока стучит сердце…

Надежда Ивановна Миналиева, председатель районной общественной организации «Память сердца. Дети погибших защитников Отечества», частенько заходит в нашу редакцию. То попросит опубликовать список пропавших без вести участников Великой Отечественной войны, чьи захоронения стали известны, – может быть, кто-то из детей, родственников откликнется? То принесет письмо, в котором благодарит руководителей предприятий, индивидуальных предпринимателей за помощь обществу. То попросит отметить через газету членов общества, принимающих активное участие в различных мероприятиях. Все это она делает мягко, извиняясь за беспокойство, за невозможность заплатить за объявление-приглашение. И мы, конечно же, идем ей навстречу, ведь не для себя просит – за ее спиной люди, потерявшие отцов, не знавшие их ласки и внимания. Она тоже, как и большинство из них, не помнит своего отца, пропавшего без вести в первый год той далекой, той страшной войны…

- Мы хотим, - говорит Надежда Ивановна, которая руководит районной общественной организацией «Память сердца» уже пять лет, - чтобы нас, детей погибших защитников Отечества, признали по статусу, чтобы на нас обратили такое же внимание, как на фронтовиков. Они воевали, а мы, мал мала меньше, работали на полях – у нас были такие же нормы, как у взрослых, надрывались, таская непосильные мешки, пухли от голода и холода. Поэтому мы сейчас пишем письма и в областное правительство, и президенту страны, чтобы нам повысили пенсии, чтобы выделялись деньги нашей общественной организации для проведения различных встреч, поездок, ведь для нас так важно общение!   

Надежда родилась через четыре месяца после призыва отца в армию. Уходя, он сказал матери: «Уж коли меня, 27-летнего, от троих детей забрали, то ждать хорошего нечего. Будет война!». Больше его никто не видел: ни мать, ни старшие Надины брат и сестра. Во время войны приходило письмо от его друга, который сообщал, что в бою отцу оторвало обе ноги. «Надежды, что он выживет, нет», - писал он. Уже потом, гораздо позже, Надежда Ивановна делала запрос во Всероссийский архив, находящийся в Подольске, и месяца через три ей ответили, что отец погиб 20 сентября 1941 года в Мурманске. Сообщили адрес братской могилы, в которой было захоронено 24 человека. Она поехала в Мурманск, положила цветы к обелиску…

В годы войны их село в Курской области было оккупировано немцами. Надежда тогда была еще очень мала, чтобы что-то запомнить, о событиях знает со слов матери.

- Наш большой дом, - рассказывала та, - заняли немцы, а мы поселились в малухе, где была печь. Тебя, как самую младшую в семье, оставляли днем одну. Один из немцев, живших в доме, нет-нет да и давал тебе кусок сахара, говоря: «Киндер нужен цукер!». У него в Германии остались свои дети. Когда началось наступление советских войск, немцы подожгли деревню, а жителей погнали в лес, решив сделать из них живое прикрытие. Животные, в том числе и их корова, разбежались от страха в разные стороны. 

Возвращение в сожженную дотла деревню Надежда помнит уже сама. Поселились они в погребе, где дед сложил печку. Еды не было никакой. Питались лебедой, крапивой. Надежда начала пухнуть, мать думала, что она умрет. Маленькую девчушку пригрела соседка, щедро делясь последними крохами между ней и своими двумя сыновьями. Старшую сестру забрала тетка в город, а мать, захватив с собой сына, поехала на заработки в Белоруссию и на Украину. А тут вернулась корова, правда, уже запущенная…

Что еще помнится девчушке из трудного детства? Как не было ни одежды, ни обуви, и она бегала босиком по холодным еще проталинам в длинной до пят фуфайке. Учась в четвертом классе, подхватила тяжелый грипп, болела долго, даже волосы поседели. Тогда-то и стал развиваться ревматизм ног и рук, приведший впоследствии к пороку сердца.

- Мое заболевание, - вздыхает Надежда Ивановна, - с жизни взялось. Когда я забеременела первым ребенком, врачи поставили мне этот диагноз и сказали, что рожать нельзя. Но я первого сына Бернеса родила нормально, а со вторым, Олегом, чуть не умерла – сердце начало отказывать. С того времени и стою на учете. Помню, врачи спросили меня: «Ревматизм был?». «Был, был! - отвечаю, - и рук, и ног. В пятнадцать лет так сильно болела, что даже ходить не могла. Крестная меня разными настоями на травах растирала».

Долгое время Надежда Ивановна находилась под наблюдением врачей. Иной раз состояние было такое, будто сердце замолкало, переставало биться. Страшно становилось! Ночами вообще не спала. Поехала в больницу. Сказали: вам необходима операция и сообщили сумму, которую надо заплатить, – 30 тысяч рублей. 

- Было это осенью 2000 года, - продолжает рассказ Надежда Ивановна. – Откуда у меня такие деньги? Так и сказала врачу. Он посоветовал обратиться в благотворительный фонд и дал адрес. Я поехала туда, все рассказала. Просьбу выслушали, но ждать пришлось восемь месяцев. Наступила весна, мне стало совсем невмоготу. Я позвонила в фонд, там пообещали перечислить день в кардиоцентр на следующий день. И обещание свое выполнили. Через девять дней мне сделали операцию: заменили митральный клапан, а аортальный зачистили. Дали инвалидность, вначале третьей степени, а затем, по настоянии оперирующего врача, - вторую. В первые годы после операции сердце так стучало – будто часы.

Сейчас, на очередных проверках, врачи говорят Надежде Ивановне: «Живи, пока живешь. Но начинает пошаливать и второй клапан…».

И она живет, стараясь не думать об этом. Врачи говорят: нужен покой, никакого быстрого шага, никаких выходов на улицу при солнышке. Но она всегда бегала бегом. В течение нескольких лет пела в народном хоре при Еткульском Доме культуры. И всегда занималась общественной работой: была то профоргом, то комсоргом. Работу никогда не выбирала легкую: каменщик на стройке, крановщик на заводе ЖБИ, продавец.

На днях этого года Надежде Ивановне исполнилось 70 лет. Но она по-прежнему не сидит дома. Должность председателя общественной организации «Память сердца» ко многому обязывает. Она чувствует постоянную ответственность перед людьми. 

- К сожалению, - говорит Надежда Ивановна, - с каждым годом членов нашей организации становится все меньше и меньше. В 2003 году было 570 человек, а сейчас осталось 470. Недавно проходило торжественное мероприятие, посвященное 10-летию нашей организации. Всем членам были вручены памятные медали с надписью…. Это шаг к нашему признанию. Теперь будем добиваться следующих решений правительства.

Галина ОГОНЬКОВА.

   

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
19:00 «Органы власти на местах останутся!»: челябинский эксперт рассказал о необоснованных страхах перед преобразованием районов в округа

Заместитель начальника управления по внутренней политике правительства Челябинской области Михаил Грязев рассказал, для чего в регионе проводится реформа органов местного самоуправления и какие опасения здесь можно назвать необоснованными. По его словам, проводимая реформа — в интересах сельских жителей.
https://t.me/chgub

17:41 Участники программы «Время героев» становятся для южноуральской молодежи примером для подражания

По словам начальника управления образования Красноармейского района Светланы Маклаковой, в программу «Время героев» стоит включить курс по подготовке наставников для военно-патриотических клубов и школьных учителей. Тогда школьники смогут регулярно общаться с участниками спецоперации, узнавать больше об их героизме. Чем еще могут быть полезны личные качества и опыт участников спецоперации, которые прошли подготовку по программе «Время героев», попытались проанализировать члены Экспертного клуба Челябинской области.
https://t.me/chgub

17:27 Алексей Текслер анонсировал капитальный ремонт гидротехнического сооружения Киалимского водохранилища

Дамба Киалимского водохранилища в Карабаше была недавно восстановлена после летнего прорыва — тогда регион заливали аномальные дожди. Вода из главного питьевого источника вернулась в дома жителей Карабаша (на время восстановления дамбы город был подключен к нитке водовода из озера Серебры). Пробы воды показали, что качество воды в Киалимском водохранилище соответствуют нормам.
— Приступаем к более сложной и емкой работе — проектированию и капитальному ремонту всего. Напомню, ревизию таких объектов мы проводим по всей Челябинской области, — пишет в своих социальных сетях губернатор Алексей Текслер.
https://t.me/chgub

Возврат к списку