Пятница, 6 Декабря 2019

Старомодно. Модно

09.12.2009 Корреспондент: Наша газета

Е. Чиркова

Старомодно. Модно

Заметки приятно удивленного зрителя о постановке «Оборванец» театральной студии «У арины»

Этот спектакль можно смотреть без звука, мизансцены говорят, иногда они кричат, объясняют и восхищают. Темпо-ритм спокоен. Атмосфера будничная, и эта нарочитая прозаичность, банальность ситуации делает действие похожим на газетный очерк. Будни, обыденность, в конечном счете одиночество. Одиночество от непонимания другого. Это и есть лейтмотив пьесы.

Когда-то Марина Крутякова поставила «Эй, кто-нибудь» Сараяна, где одиночество вопило, заявляло о себе, требовало внимания. А здесь – и это самое страшное – оно не осознает себя. А ещё страшнее, что это норма нашей жизни. Слушают и не слышат. Не хотят! Не могут! Каждый в своем мирке. Но и это бы не беда. Мирок - то этот уж больно неинтересен и банален.  Так что спектакль вполне можно воспринимать как трагедию. (Чеховская нота – увидеть трагедию в банальности.) Тему не коммуникабельности, в сущности, можно найти в любом произведении искусства. Но интеллектуальное одиночество Гамлета делает его героем и философом. А персонажи из пьесы М. Угарова отнюдь не герои. И каждый несет в себе сакральный русский вопрос «почему». Каждый несет ощущение собственной вины. Украв у другого, они надеются построить свое счастье, но оно не строится. Ибо не соблюдающий нравственных законов обречен на душевную изоляцию. И это тоже русская мысль, проходящая через всю нашу литературу. Вспоминаются вампиловские герои.

В пьесе М. Угарова, устроив ретроспективу своей жизни, исповедавшись перед зрителем и «выбросив» эту жизнь на свалку, осудив себя, герой приходит к покаянию. Оно закономерно и неизбежно приходит к каждому, кто осмеливается пересмотреть свою жизнь и найти силы начать снова. И как бы ни была атмосфера спектакля грустна, оптимизм звучит не только в последних репликах персонажа, в музыке. Ведь в основе русского менталитета вера, что после страданий мы становимся лучше.

А вообще спектакль вызывает такую ностальгию по психологическому театру! Ведь современная сцена — это спецэффекты, эпатаж, приблизительность актерской игры, «гормональная» тематика и юмор «ниже пояса», замылившие зрителям глаза. И театр воспринимается почти на тактильном уровне. Забыли, что есть ещё такой орган, как сердце. Извините за сентиментальность.

Удивительно тонкий и деликатный спектакль. Мастерство режиссера проявляется в выборе именно камерного исполнения этой пьесы. В умении сделать выразительнее яркие мизансцены, которые в то же время не «бьют» зрителя, в удачном подборе актерской группы. Все играют в одной тональности, «делают общее дело». О. Шашковой достался  самый «заземленный» персонаж, такие имеются в каждой коммуналке. Её игра – это бытовой шарж, ироничный и сочный. И. Роззе лепит образ женщины с тусклой личностью, но блестящими внешними данными. Наташа Н. Тутыниной – страстная в своем прагматизме дамочка. Она несет тему женского естества очень чувственно и смело. С. Комар — обладает редким артистизмом театра 30-х гг. А его внешние данные просто созданы для сцены. Ему даже не надо быть органичным. Это актер условного эксцентрического театра. А. Тряскин играет альтер эго героя. Хотелось бы больше динамики, но оправдывает актера то, что все-таки он фигура из воспоминаний. Теперь о главном лице спектакля. Не знаю замысла режиссера, но на правах зрителя скажу, что это получился типичный герой 70-х. Н. Новаковский играет человека рефлексирующего, с комплексом вины, сурово расстающегося со своим прошлым. Такой герой, беспощадный к самому себе,  незаслуженно забыт. Новаковский делает роль без каких-то там двойных, тройных пластов, откровенно и очень жестко. Он сильный и вместе с тем незащищенный, оттого и близкий зрителю.

Марина Крутякова, будучи хозяином-режиссёром (о приметах этой разновидности режиссуры сказано выше), дает каждому актеру раскрыться, и они это делают по максимуму. Чувствуется влияние Брехта: театр в театре, откровенная условность и отчуждение от образа. Спектакль вызывает грустные и чистые мысли. Придите в театр «У Марины», если вам надоели заезжие профессионально низкие антрепризы, «приманка» которых сводиться к узнаванию надоевших на телеэкране лиц. Приходите, кто в театре ищет очищения души и разговора о высоком. Сентиментально, конечно. Но может, этого и не хватает больше всего на сцене. Да и не только.

 

Другие материалы рубрики
16:34 В Кыштыме состоятся соревнования по морскому бильярду

Все желающие смогут сыграть также в джакколо и шаффлборд

03:59 «Славу» на замок! В Копейске эвакуировали людей из торгово-развлекательного комплекса

В полдень 18 ноября в дежурную часть поступило сообщение о подозрительной сумке, оставленной в женском туалете копейского торгово-развлекательного комплекса «Слава».

04:41 Крыша для здоровья. Новый аптечный склад в Челябинской области ускорит доставку лекарств на село

Оперативность снабжения расположенных в сельской местности аптечных пунктов повысится благодаря открытию в Челябинской области нового аптечного склада. Кроме этого, доставка и хранение лекарств потребуют меньше затрат.

Возврат к списку