Пятница, 26 Апреля 2024

Все начинается со школьного звонка…

21.07.2010 Корреспондент: Искра

Легко представить, какой Лидия Александровна была в юности. Нежной, романтичной и в то же время прямой и честной. Она и сейчас такая.

Все начинается со школьного звонка…
 
Полоть картошку – тоже романтика
Легко представить, какой Лидия Александровна была в юности. Нежной, романтичной и в то же время прямой и честной. Она и сейчас такая. И морщинки в уголках глаз и губ нисколько не старят, особенно когда она вспоминает о школьных и юношеских годах и взгляд становится немного грустным - жалко, что всё прошло… Но тут же в глазах вспыхивает веселая искорка - как здорово, что всё это было… Было!
Было пионерское детство. Была комсомольская юность. И что бы сейчас ни писали, ни говорили о советском периоде, для людей того времени это были значимые и интереснейшие этапы жизни. Особенно для таких «неисправимых» оптимистов и активистов, какЛидия Александровна. Родилась она 6 ноября в одном из сел Курганской области под названием Пионерское, что тоже очень символично. Без нее не обходилось ни одно школьное мероприятие. Она много читала – карточка в библиотеке обновлялась новой записью чуть ли не каждый день. Рано начала собирать свою библиотеку. Обладала даром убеждения. И ребята выбирали ее лидером, а учителя поддерживали этот выбор, понимая, что мало еще кто справится так успешно с обязанностями председателя совета пионерской дружины или секретаря комсомольской организации школы.
Как-то, будучи на областном комсомольском слете, проходившем на базе лагеря имени Коли Мяготина, Лидия Александровна стала участницей диспута на тему «Что такое романтика?». Большинство говорили о походах, экскурсиях, поездках в дальние страны, а она – о картошке… И ей, девчонке из небольшой сельской школы, удалось доказать, что полоть картошку – это тоже романтика! Своим энтузиазмом она могла зажечь любого. Потому что в ее словах была неподдельная искренность.
Лидия Александровна всегда знала, что будет учителем. Вопрос стоял в ином: химии или литературы? И тот, и другой предметы были у нее любимыми. И преподаватели тоже. «Победила» учитель русского языка и литературы – Лидия поступила на историко-филологический факультет Петропавловского педагогического института.
Замуж – за одноклассника
После двух лет учебы в институте Лидия Александровна перешла на заочное отделение и вышла замуж за своего одноклассника. С Владимиром она дружила с шестого класса. После школы дороги разошлись: он поступил в техникум, она в вуз, но связь не прервалась: писали друг другу письма, встречались. «Володя меня на коньках научил кататься, еще в школе, - с улыбкой вспоминает Лидия Александровна, - у нас хороший был каток. А в институте я бегала на коньках за вузовскую команду. Рекорды не показывала, но дистанцию преодолевала успешно».
Молодая семья переехала в Казахстан. Поселились в красивом промышленном городе Степногорске. Лидия Александровна стала вести русский язык и литературу в школе рабочей молодежи, а муж пошел служить в МВД. Получили четырехкомнатную квартиру в высотном доме. Родились два сына – Евгений и Павел. Как и отец, они всегда понимали, что у матери важное и ответственное дело, и не ворчали, что она мало бывает дома. (Сейчас Евгений живет в Ревде, он окончил Московский геологоразведочный институт. Павел работает на ЗАО «Коелгамрамор», вместе с женой они окончили ЧелГУ. О внуке Максиме уже несколько раз рассказывалось на страницах газеты «Искра». Учась в третьем классе, он стал победителем районной олимпиады по математике среди четвероклассников, а в четвертом классе – областной олимпиады среди пяти – шестиклассников по физике. Он изобрел прибор «Архимедова сила», способствующий показу экспериментов на уроке).  
Все складывалось очень хорошо. Через год Лидию Александровну пригласили на работу в городской отдел образования, вначале методистом, а затем инспектором. Судьба сложилась так, что уже в молодые годы она стала совмещать учительскую работу с административной. В 1985 году ее назначили директором большой городской школы, носящей имя Л.Н. Толстого. «Это были мои лучшие годы…», - с ностальгией говорит она.
Ни на кого не давить
Лидия Александровна хорошо помнит, с каким волнением и даже страхом она приступала к обязанностям директора. Школа огромная – 1700 учащихся. Коллектив учителей тоже большой. И с очень сильным потенциалом. Справилась. Никогда и ни на кого не давила. Не показывала начальнический гонор. К каждому учителю и ученику подходила с уважением и пониманием. Коллеги уважительно называли ее: «Наш директор». Вот строки из газеты, посвященной юбилею этой школы:
«Новый 1985 год, и новый директор. Человек хрупкий, небольшого роста, с красивой прической, с открытым взглядом. Это Лидия Александровна Перегримова. Что-то притягивало к ней с первого взгляда. Все очень скоро поняли – это дар предвидения и претворения любой мечты в реальность. Это при ней школа №4 стала школой-гимназией, была введена блочно-модульная система обучения. Лидия Александровна обладала бесценным даром – подчинять души учащихся, становиться другом каждому учителю. Это был человек, сочетавший в себе такие качества, как: огромная душевная щедрость, любовь к детям, безграничная преданность своему делу…».
В 1999 году школа, которой руководила Лидия Александровна, была признана лучшей в области по подготовке к началу учебного года, и в этом же году заняла первое место в областном конкурсе «Панорама моделей управления школой», в 2000 была признана лучшей школой года, а в 2001 году выбрана «пилотной» школой Акмолинской области по проекту «Глобальное образование». Не случайно именно тогда Лидия Александровна получила звание директора высшей категории, которое успешно подтвердила здесь, став руководителем Коелгинской средней школы.  
- Что помогало в работе? – вопросом на вопрос отвечает она. – Наверное, умение выслушать. Доброжелательное отношение к людям. Это ведь очень важно. Не «выставлять» учителя за какие-то его недоработки перед коллегами. Объяснить проступок и не акцентировать на этом внимание.  
За шестнадцать лет работы в степногорской школе Лидия Александровна создала на ее базе гимназию с двумя направлениями – гуманитарным и математическим. И никуда бы она из этой, такой родной и любимой, школы не уехала, если бы не навалившаяся на республику безработица. Нет, ее эта беда не коснулась. Без работы остались муж и сын. И семья рискнула поехать на Урал…
Из города – в село
Лидия Александровна написала письмо в Челябинское областное управление образования. Рассказала о себе, объяснила, почему решила переехать. Ей ответили и предложили работу в четырех местах области. Выбор пал на Коелгу, красота природы которой, яркие краски полюбились им сразу.
- Я так переживала, - рассказывает Лидия Александровна, - так не хотела уезжать, расставаться с любимыми учителями. Но в Коелге нас хорошо встретили. Дали квартиру в половине коттеджа, чему мы были очень рады. Муж и сын устроились работать на рудник. А я была назначена директором средней школы. Шел 2001 год.
С бывшими коллегами из степногорской школы она до сих пор переписывается, созванивается. Более того – Лидия Александровна перетянула за собой некоторых из них. Вслед за ней приехали в Коелгу и стали работать в средней школе учитель английского языка Людмила Николаевна Башлыкова (в тот период английский в школе не велся, она начала с нуля), учитель начальных классов Валентина Степановна Кондратова (ее дети – постоянные призеры различных олимпиад), учитель географии Нина Петровна Гончар. Сама Лидия Александровна не только выполняет обязанности директора, но и ведет свой любимый предмет – русский язык и литературу.
Школа - лидер
За девять лет многое изменилось в жизни Коелгинской средней школы. Главное – сформировался стабильный, работоспособный коллектив, где большинство учителей имеют высшую или первую категорию. От качества знаний учащихся в 23, 26 процентов шагнули к 46 процентам. Уже который год школа занимает первое место по начальным классам. Почти каждый год школа выпускает медалистов, которые подтверждают свои знания при поступлении в высшие учебные заведения.
Я хорошо помню, с какой радостью сообщала Лидия Александровна в редакцию о золотой медалистке Лилии Зинатуллиной. Было это в 2002 году. По каким-то причинам Лилии наметили выдать только серебряную медаль, хотя в ее аттестате были одни пятерки. В областном управлении образования подкорректировали ситуацию и решили: девочка достойна золотой награды.
- В школе уже шел выпускной, - рассказывает Лидия Александровна, - Ребятам выдавали аттестаты… Подходила очередь Лилии, а у меня на руках ничего нет… И тут в зал влетают учителя, ездившие за наградой в Челябинск. «Золото!», - кричат они, и весь зал оглашается восторженными криками. Что тогда было!
А в прошлом году был первый выпуск одиннадцатиклассников, которым Лидия Александровна преподавала русский и литературу. Ребята не подвели учителя. Значит, она дала им хорошие знания.
Многие годы школа работает в эксперименте «Одаренные дети», учителя применяют опережающие методы в обучении. Школа сохраняет старые и зарождает новые традиции. Введена в учебный процесс «Воспитательная система школы», ставшая призером областного конкурса. Сложилась определенная система организации летнего труда и отдыха, работает школьный лагерь «Веселый улей». Коелгинская школа, единственная в районе, получила за эту работу грант губернатора.
Патриотическое воспитание – одно из главных направлений школы. Не случайно в апреле 2004 года школе было присвоено имя дважды Героя Советского Союза С.В. Хохрякова. А историко-краеведческий музей был трижды победителем областных конкурсов.
Школа стала в районе экспериментальной площадкой, вступив в международное движение «Добрые Дети Мира».
Видеть и развивать талант
У Лидии Александровны вообще есть дар – увидеть в ребенке талант. Таким в свое время показался ей Сергей Захаров, и она все сделала для того, чтобы мальчик получал от учителей дополнительные знания. Сергей стал золотым медалистом, поступил в юридический институт МВД, где успешно учится. А шесть лет назад, посмотрев в умные и серьезные глаза пятиклассника Васи Ершова, Лидия Александровна посоветовала В.С. Кондратовой дополнительно позаниматься с ним по физике и математике. Для этого родители привозили мальчика по субботам из Погорелки в школу. И оказалась права. Нынче Василий получил золотую медаль и собирается поступать на приборостроительный факультет ЮУрГУ.
Что обеспечивает успех
- У нас в школе творческая команда единомышленников, - говорит Лидия Александровна. – Хорошие профессионалы, умеющие работать с людьми, легкие на подъем, оперативные, мобильные, любящие свое дело завучи – Екатерина Васильевна Байбородова, Ольга Анатольевна Костенко, Светлана Николаевна Слинько, очень хороший психолог Наталья Юрьевна Лоскутова, чудесный педагог-организатор Светлана Александровна Боровцова, увлеченный руководитель музея Тамара Викторовна Черненко, заместитель по административно-хозяйственной части Ирина леонидовна Кравец и, конечно, участники всех дел – учителя. А еще… Надо просто любить свою работу. Если есть домашние проблемы, их надо оставлять за порогом школы. Школа – это уникальная сфера! Каждый год – обновление. Уходят выпускники, и, кажется, что лучше их уже не будет. Но приходят новые, и все повторяется – уже они становятся самыми лучшими.
 
 На фото:
Лидия Александровна ПЕРЕГРИМОВА – директор Коелгинской средней школы им. С.В. Хохрякова. Отличник образования Казахской ССР. Награждена грамотой Министерства образования РФ. Ветеран труда. Учитель и директор высшей категории.
Из опыта Л.А. ПЕРЕГРИМОВОЙ
За годы работы у меня сложилась своя система, далеко не обоснованная научно, скорее жизненная, но надежная:
Свою миссию в результативности школы вижу в создании «культа Учителя» и «культа Ученика».
Раскрепощенность, внимание и полное доверие – и только от этого к концепции модели школы.
Быть открытой и доброжелательной со всеми. Быть генератором тепла, света, всяческих интересных идей, а так же успешно собирать идеи коллег и аккумулировать их.
Убеждена: педагог и директор – достойные и равноправные партнеры, способные обеспечить в любом деле искомую результативность.
Уметь за минимум времени сформировать у коллег положительное отношение к основному делу и желание сотрудничать.
Никогда не ходить на урок, не предупредив учителя. Качество работы не становится от этого хуже. А разрешение на посещение можно увидеть в глазах учителя.
 
Галина Огонькова.

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
15:38 Шествие «Бессмертного полка» на Южном Урале не состоится в очном формате

Во всех регионах страны будут продумываться альтернативные способы проведения акции. Как сообщила сопредседатель центрального штаба Общероссийского общественного движения «Бессмертный полк России», депутат Госдумы Елена Цунаева, решение об отмене очного формата в этом году принято из-за угроз общественной безопасности.

14:48 На Южном Урале подвели итоги конкурса на самую красивую авоську ручной работы

Результаты озвучило министерство экологии Челябинской области. В каждой категории был выбран свой победитель — от дошколят до лиц пожилого возраста. Главная идея мероприятия, ставшего ежегодным, — напомнить, что вредные для окружающей среды пластиковые пакеты можно заменить креативной многоразовой сумкой.

13:51 Политолог Мельников: «Форум креативных индустрий в Челябинске — пример нацеленности региона на опережающее развитие»

«Российская креативная неделя» не нова для центральной части России, а вот на Урале пройдет впервые, и примет ее именно Челябинская область уже завтра, 24 апреля. Ожидается более 150 экспертов, включая представителей крупнейших компаний в сфере креативных индустрий. Проведение такого форума в Челябинске южноуральский политолог Александр Мельников называет «импульсом для появления новых креативных проектов».

Возврат к списку