Воскресенье, 12 Мая 2024

Первый раз — в пятый класс

22.09.2010 Корреспондент: Колос

Пятый класс, как утверждают специалисты, — следующий проблемный класс после первого.\
\

Первый раз — в пятый класс

 

Пятый класс, как утверждают специалисты, — следующий проблемный класс после первого.

Десять лет — начало физиологического созревания и одновременно переход к другой системе учебы и новым требованиям

Каждому ребенку в этот период хочется быть активным, умным и независимым, а трудно. Хочется быть нужным и успешным в группе своих одноклассников, чтобы каждый новый учитель оценил и увидел все самое лучшее, что есть в пятикласснике, ведь он не хуже других.

Конечно, есть дети, которые легко и свободно вписываются в школьную систему требований, норм и социальных отношений. Но также есть дети, подверженные дезадаптации, такие дети становятся невнимательными, менее ответственными, тревожными, хуже учатся по сравнению с начальной школой. Осложняется сам учебный процесс, продуктивность работы снижается, со своим высоким уровнем тревожности неадекватен в восприятии отношений с новыми одноклассниками и неизвестными учителями, появляется чувство неуверенности.

Сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что: очень много разных учителей (и их надо запомнить); непривычное расписание (новый режим); много новых кабинетов, которые неизвестно где и как расположены; новый классный руководитель; новые дети в классе (или сам ребенок новый в классе).

Ситуация адаптации вызывает у большинства пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а также зачастую — появление страхов. Например, страх несоответствия ожиданиям окружающих, который при этом доминирует над страхом самовыражения в индивидуальных показателях. И это является нормой, так как это — возрастная проблема. Ребенок младшего подросткового возраста задумывается: «А что про меня подумают другие, одноклассники, учителя?» Поэтому иногда и способные дети не проявляют свои возможности в должной мере.

Рекомендации для родителей

Мамы и папы, пока не поздно, постарайтесь не потерять связь с ним, отнеситесь серьезно к родному ребенку и к себе. Конечно, за ручку водить его недопустимо. Но идти плечо к плечу по пути взросления — лучший способ сохранить семью как сплоченную команду и помочь ребенку чувствовать себя уверенно в любых ситуациях. Давайте начнем в пятом классе! Совместный семейный досуг, разумный баланс между свободой личности и родительским «нельзя», а также контроль, контроль, контроль.

Примитивный и самый доступный вид контроля — посещение школы. Как только родители начинают халатно относиться к собраниям, не находят времени подойти то к одному, то к другому предметнику и поинтересоваться успехами или неудачами ребенка, то он также халатно начинает относиться к школьным обязанностям. Увы, есть прямая зависимость: что не интересно семье, то не значимо для ребенка. К тому же, мама с папой — это адвокаты: кто еще может отстоять права мальчика или девочки, защитить от несправедливости. В конце концов, помочь выбрать правильное решение.

Родительское собрание — это не для «классухи»! Это для мам и пап, неравнодушных к судьбе своих Пети или Маши. Оно предполагает не только обсуждение хозяйственных нужд и финансовых вопросов, скорее наоборот — это последнее, о чем должна вестись речь на собрании. В обязанности классного руководителя входит психологическое просвещение родителей, анкетирование учащихся с целью отслеживания эмоционального состояния детей, выявления проблем различного характера. Учитель может помочь советом в воспитании, даже в решении семейных проблем.

Чем сильнее родители любят ребенка, а не свои амбиции, тем интересней им информация педагога, тем легче принимают они советы, осознают их разумность. К сожалению, на собраниях бывают случаи, когда чей–либо папа или мама, не желая мириться с реальностью, не совпадающей с их мировоззрением, ведут себя вызывающе, бестактно, не хотят «слушать эту чушь». При вашем молчаливом согласии, наши вдумчивые родители, они начнут доминировать над классным руководителем. И многие проблемы, беды, которые можно было бы решить, посыплются как из рога изобилия.

Еще один совет: не ждите чудес от школы. Состояние сегодняшнего образования, увы, далеко от идеального, а нагрузки на преподавателя таковы, что под вечер он валится с ног, отработав полторы–две ставки в школе. Помогите учителю в организации внеклассных мероприятий, создайте действующий родительский комитет, который не только деньги собирает, но ведет воспитательную работу, общается с предметниками, и ваш ребенок получит от средней школы максимум знаний и минимум отрицательных эмоций. И чем старше будет становиться ваш ребенок, тем внимательнее следует относиться к его школьным делам. Начало всему — в пятом классе.

«Ребенок переходит на самоконтроль»

Конечно, в идеале он уже с пятого класса должен самостоятельно выполнять домашние задания. Если родители сидят рядом с 11–12–13-летними детьми, то во взрослой жизни те вряд ли сумеют постоять за себя. Но есть и другой перегиб. К сожалению, некоторые родители совсем перестают контролировать детей. Очень часто интерес к школьным проблемам заканчивается на диалоге:

— Как дела в школе? — мама.

— Все хорошо, — ребенок.

К концу четверти подобное «хорошо» оборачивается двойками по предметам.

Так как же быть с домашними заданиями?

Педагоги советуют: регулярно (в зависимости от того, насколько ответственен ребенок) просматривайте дневник и рабочие тетради своего чада. Кому-то в пятом классе достаточно уже раза в неделю, кому-то и в девятом классе придется уделять внимание ежедневно. Своими глазами все увидите, оцените. Естественно, как взрослые вы понимаете, что ситуации «нам не задавали» каждый день не бывает, что ваше чадо старается освободить себя от лишних хлопот.

Напоследок еще одна азбучная истина: помочь ребенку адаптироваться в средней школе и пережить все кризисы подросткового роста может любовь. Ребенок, которого любят, никогда не уйдет из дома, не совершит суицид, не попадет в психологический тупик. Любите своего ребенка открыто, а не в глубине души, старайтесь давать ему ощущение стабильности в семье, постоянно разговаривайте с детьми, не доверяйтесь разовым вливаниям. А если у вас появятся вопросы, проблемы, идите за советом к учителям, привлекайте психологов. С большой работой или проблемой легче справиться всем миром. Тем более, что ставка уж очень высока — жизнь и счастье ваших детей!

М. Малкова,

О. Замотохина,

педагоги–психологи МОУ «Уйская СОШ».

 

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
10:00 На Южном Урале воссоздают боевые знамена подразделений, созданных здесь в годы войны

Всего в Челябинской области во времена Великой Отечественной войны было сформировано около 70 боевых подразделений, и у каждого из них было свое знамя. После Победы подразделения расформировали, а знамена оказались утерянными. Южноуральский активист, ветеран первой Чеченской кампании Антон Николаев запустил в регионе процесс восстановления этих значимых предметов памяти. Вновь созданные знамена освящают в храмах и передают на хранение различным ведомствам.

15:37 Для ветерана войны в Еманжелинском районе концерт организовали прямо во дворе дома

Тамара Николаевна Хишова смотрела на выступления артистов со своего балкона — специально для нее танцевали и пели разновозрастные коллективы Зауральского Дома культуры

15:12 К песочным скульптурам в Челябинске добавят автомобиль «Урал» и пятиметровый скелет кита

Площадка фестиваля песочной скульптуры, которая располагается в Городском саду имени А.С. Пушкина, готовится к открытию. Мастерам предстоит демонтировать разрушившиеся от непогоды объекты и создать новые. Ожидается, что фестиваль возобновит работу в июне.

Возврат к списку