Анастасия Гулеватая изучает вопросы образования с философской точки зрения. В новом выпуске стрим-шоу «Поутру» рассказала, как философия помогает найти вечное в постоянно меняющемся мире и понять себя, а также поделилась опытом участия в форуме молодых ученых БРИКС в ЮАР.
В пятницу, 9 февраля, новый выпуск стрим-шоу «Поутру» был посвящен приближающемуся Дню женщин и девочек в науке. Первой гостьей шоу стала научный сотрудник отдела науки и инноваций ЮУрГУ Анастасия Гулеватая. Она рассказала, чем занимаются современные философы, почему возрождается стоицизм и чем ей запомнился форум молодых ученых БРИКС в ЮАР.
По словам Анастасии, в представлении многих людей философия — это что очень запутанное и непонятное, а философы — люди, которые все усложняют.
— Это меня, конечно, несколько заставляет себя неуютно чувствовать, — признается она. — Конечно, у философии, есть свой язык, достаточно специфический для неподготовленного человека. Но на самом деле философия очень интересная.
Преподавая философию студентам, Анастасия Гулеватая стремится заинтересовать их своим предметом и показать, что философия — это не что-то древнее и никому не нужное.
— Однажды я преподавала философию второкурсникам, — рассказывает она. — В конце семестра я собирала у них обратную связь, чтобы узнать, что им понравилось, как вообще прошел курс. И один мальчик сказал: «Меня так поразило, что у нас были вы, я думал, придет какой-нибудь дед с бородой». Это к вопросу о женщинах в науке, получается, что так я некоторый стереотип развеяла.
По словам Анастасии Гулеватой, в основе деятельности философа лежит любопытство, он постоянно задает вопросы.
— Я задаю вопросы в сфере человека и образования. Это моя такая философская научная специализация, — объясняет гостья. — Думаю, все видят претензии к образованию: с ним постоянно что-то не так. Образование упрекают в том, что оно не поспевает за будущим. А мы, философы, говорим, что образование так устроено, что не может оно поспеть за будущим. И, соответственно, возникает вопрос — а что в образовании есть вечного, не меняющегося? Человек две с половиной тысячи лет назад искал ответ на вопросы о том, кто я, что я делаю в этом мире, как быть человеком, как стать человеком, и по-прежнему на эти вопросы ищет ответы. И образование, с моей перспективы, — это практика становления человека человеком.
Как объясняет Анастасия Гулеватая, настоящее, правильное образование не просто дает человеку те или иные знания и навыки, оно меняет его самого. На схожие темы она говорила, выступая на форуме молодых ученых, который прошел в южноафриканском городе Гебеха летом прошлого года.
— Этот форум был посвящен общей работе стран БРИКС над вопросами образования. Было очень радостно встретиться с межкультурным сообществом. К примеру, девушка из Индии выступала в сари. Я выступала и представляла свои наработки. Это было очень интересно, так как я предлагала другую оптику. Коллеги говорили на абсолютно практические темы: про поддержку преподавателей, образовательные проекты... Но я вышла и задала провокационный вопрос: «Вот мы с вами говорим про образование, но что мы понимаем под образованием?» То есть философ должен дойти до этих оснований, поднять их и посмотреть, о чем мы говорим. Зачастую образование сводится к обучению, а воспитание остается за бортом.
Быстрые изменения, которые происходят в обществе, заставляют людей чувствовать стресс. И здесь на помощь может прийти философия.
— Сейчас происходит возрождение стоицизма. В книжном магазине вы точно увидите немало книг на эту тему. В ходе быстрых, мощных, сшибающих с ног сшибающих трансформаций, которые происходит с миром, человек ищет, есть ли хоть что-то, за что можно уцепиться. А стоики — как раз те ребята, благодаря которым существует современная психотерапия. Сегодня мы уже привыкли, что есть психотерапия, но вот почему-то к философии пока с вопросами не обращаемся. А стоические практики, например, учат разделять, что находится в нашей власти, а что нет, и учат отличать одно от другого.
В прошлом году Анастасия Гулеватая стала одним из авторов приложения для смартфонов «Цифровая аскетика», рассчитанного на старшеклассников и студентов. Как уже рассказывала «Губерния», с помощью философии оно помогает молодым людям снизить зависимость от гаджетов.
Другими гостями этого выпуска шоу «Поутру» стали декан факультета истории и филологии ЧелГУ Наталья Гришина и руководитель кафедры «Пищевые и биотехнологии» ЮУрГУ Ирина Потороко.
Посмотреть этот выпуск шоу «Поутру» можно в группе «Гранада ТВ» в социальной сети «ВКонтакте». Там же можно ознакомиться с записями предыдущих выпусков.
Поделиться
поделиться:
В финале регионального этапа конкурса педагогических достижений мастера производственного обучения из колледжей и техникумов продемонстрировали свои методические навыки. Абсолютным победителем этапа стала преподаватель иностранного языка Лилия Иманова, которой предстоит теперь представить регион на федеральном уровне.
Министр сельского хозяйства Челябинской области Алексей Кобылин рассказал «Губернии» , как на аграрный сектор влияют капризы погоды. Он отметил, что заморозки не успели навредить нашим посевам, так как они еще не успели взойти. В целом из-за майских холодов посевная сдвинется до середины июня, также на более поздний срок перенесли посадку картофеля, но для нашего края все это некритично.
Эксперты телеграм-канала «Глав.Индекс» назвали топ-5 южноуральских городов и районов по затратам на экологию. В списке среди мегаполисов оказался и Саткинский район.