Среда, 15 Мая 2024

Преподаватель философии из Челябинска объяснила полезность стоических практик

10.02.2024 Корреспондент: Максим Хлызов Фото: Юлия Боровикова, «Вечерний Челябинск»

Анастасия Гулеватая изучает вопросы образования с философской точки зрения. В новом выпуске стрим-шоу «Поутру» рассказала, как философия помогает найти вечное в постоянно меняющемся мире и понять себя, а также поделилась опытом участия в форуме молодых ученых БРИКС в ЮАР.

В пятницу, 9 февраля, новый выпуск стрим-шоу «Поутру» был посвящен приближающемуся Дню женщин и девочек в науке. Первой гостьей шоу стала научный сотрудник отдела науки и инноваций ЮУрГУ Анастасия Гулеватая. Она рассказала, чем занимаются современные философы, почему возрождается стоицизм и чем ей запомнился форум молодых ученых БРИКС в ЮАР.

По словам Анастасии, в представлении многих людей философия — это что очень запутанное и непонятное, а философы — люди, которые все усложняют.

— Это меня, конечно, несколько заставляет себя неуютно чувствовать, — признается она. — Конечно, у философии, есть свой язык, достаточно специфический для неподготовленного человека. Но на самом деле философия очень интересная.

Преподавая философию студентам, Анастасия Гулеватая стремится заинтересовать их своим предметом и показать, что философия — это не что-то древнее и никому не нужное. 

— Однажды я преподавала философию второкурсникам, — рассказывает она. — В конце семестра я собирала у них обратную связь, чтобы узнать, что им понравилось, как вообще прошел курс. И один мальчик сказал: «Меня так поразило, что у нас были вы, я думал, придет какой-нибудь дед с бородой». Это к вопросу о женщинах в науке, получается, что так я некоторый стереотип развеяла.

По словам Анастасии Гулеватой, в основе деятельности философа лежит любопытство, он постоянно задает вопросы.

— Я задаю вопросы в сфере человека и образования. Это моя такая философская научная специализация, — объясняет гостья. — Думаю, все видят претензии к образованию: с ним постоянно что-то не так. Образование упрекают в том, что оно не поспевает за будущим. А мы, философы, говорим, что образование так устроено, что не может оно поспеть за будущим. И, соответственно, возникает вопрос — а что в образовании есть вечного, не меняющегося? Человек две с половиной тысячи лет назад искал ответ на вопросы о том, кто я, что я делаю в этом мире, как быть человеком, как стать человеком, и по-прежнему на эти вопросы ищет ответы. И образование, с моей перспективы, — это практика становления человека человеком.

Как объясняет Анастасия Гулеватая, настоящее, правильное образование не просто дает человеку те или иные знания и навыки, оно меняет его самого. На схожие темы она говорила, выступая на форуме молодых ученых, который прошел в южноафриканском городе Гебеха летом прошлого года.

— Этот форум был посвящен общей работе стран БРИКС над вопросами образования. Было очень радостно встретиться с межкультурным сообществом. К примеру, девушка из Индии выступала в сари. Я выступала и представляла свои наработки. Это было очень интересно, так как я предлагала другую оптику. Коллеги говорили на абсолютно практические темы: про поддержку преподавателей, образовательные проекты... Но я вышла и задала провокационный вопрос: «Вот мы с вами говорим про образование, но что мы понимаем под образованием?» То есть философ должен дойти до этих оснований, поднять их и посмотреть, о чем мы говорим. Зачастую образование сводится к обучению, а воспитание остается за бортом.

Быстрые изменения, которые происходят в обществе, заставляют людей чувствовать стресс. И здесь на помощь может прийти философия.

— Сейчас происходит возрождение стоицизма. В книжном магазине вы точно увидите немало книг на эту тему. В ходе быстрых, мощных, сшибающих с ног сшибающих трансформаций, которые происходит с миром, человек ищет, есть ли хоть что-то, за что можно уцепиться. А стоики — как раз те ребята, благодаря которым существует современная психотерапия. Сегодня мы уже привыкли, что есть психотерапия, но вот почему-то к философии пока с вопросами не обращаемся. А стоические практики, например, учат разделять, что находится в нашей власти, а что нет, и учат отличать одно от другого.

В прошлом году Анастасия Гулеватая стала одним из авторов приложения для смартфонов «Цифровая аскетика», рассчитанного на старшеклассников и студентов. Как уже рассказывала «Губерния», с помощью философии оно помогает молодым людям снизить зависимость от гаджетов.

Другими гостями этого выпуска шоу «Поутру» стали декан факультета истории и филологии ЧелГУ Наталья Гришина и руководитель кафедры «Пищевые и биотехнологии» ЮУрГУ Ирина Потороко.

Посмотреть этот выпуск шоу «Поутру» можно в группе «Гранада ТВ» в социальной сети «ВКонтакте». Там же можно ознакомиться с записями предыдущих выпусков.

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
10:29 В Челябинске определили победителя педагогического конкурса «Мастер года»

В финале регионального этапа конкурса педагогических достижений мастера производственного обучения из колледжей и техникумов продемонстрировали свои методические навыки. Абсолютным победителем этапа стала преподаватель иностранного языка Лилия Иманова, которой предстоит теперь представить регион на федеральном уровне.

09:42 Обилие влаги позитивно скажется на сельскохозяйственном сезоне в Челябинской области

Министр сельского хозяйства Челябинской области Алексей Кобылин рассказал «Губернии» , как на аграрный сектор влияют капризы погоды. Он отметил, что заморозки не успели навредить нашим посевам, так как они еще не успели взойти. В целом из-за майских холодов посевная сдвинется до середины июня, также на более поздний срок перенесли посадку картофеля, но для нашего края все это некритично.

08:06 Стало известно, какие муниципалитеты Челябинской области тратят больше денег на охрану окружающей среды

Эксперты телеграм-канала «Глав.Индекс» назвали топ-5 южноуральских городов и районов по затратам на экологию. В списке среди мегаполисов оказался и Саткинский район.

Возврат к списку