Суббота, 27 Апреля 2024

Фронт. Командир Галей Нигматуллин воевал в пехоте

28.04.2020 Корреспондент: Елена Рохацевич

Рядового из Кунашака благословил маршал Блюхер. Во время Великой Отечественной войны Галей Нигматуллин воевал в самом древнем роде войск. Рассказываем историю заместителя командира стрелкового полка в рамках проекта областного госархива и газеты "Губерния".

На защиту Отечества из Кунашакского района ушло более шести тысяч мужчин и женщин. Был среди них и Галей Нигматуллин, отважный командир, прошедший с боями до самого логова врага, с победой возвратившийся с войны вместе со своей боевой подругой, любимой женой Александрой Юдиной-Нигматуллиной, вынесшей его, раненого, с поля боя и спасшей от смерти. Самого Галея Бадреевича я не знала, он ушел из жизни в 1974 году, а с Александрой Максимовной была знакома и не раз слышала ее рассказы о военной молодости. Александра Максимовна была директором кинотеатра «Искра», одно время возглавляла клуб «Боевые подруги», документы которого хранятся в Объединенном государственном архиве Челябинской области.

Рядового из Кунашака благословил маршал Блюхер

Родился Галей Нигматуллин в Кунашаке в 1912 году, рано осиротел, батрачил. Впервые увидел красных командиров, когда отряды Блюхера освобождали Южный Урал и его родной поселок от колчаковцев. Загорелся парень мечтой – стать военным. До призыва в армию успел немного и поучиться, и поработать. Начал военную службу в мае 1935 года на Дальнем Востоке. Здесь произошла его встреча с легендарным командующим Особой Дальневосточной армией Василием Блюхером. Узнав, что рядовой Нигматуллин родом из села Кунашак, маршал тут же припомнил, как сражался в тех местах в годы Гражданской войны с белоказаками, и дал наставление по службе молодому бойцу. Галей окончил полковую школу, стал командиром отделения, взвода, роты, полка.

Пехота – главная сила армии

Во время Великой Отечественной войны Галей Нигматуллин воевал в пехоте – в самом древнем роде войск. Именно пехота вынесла на себе всю тяжесть боев и именно в пехоте были основные людские потери. О личной отваге заместителя командира стрелкового полка Галея Нигматуллина и его умелом руководстве боевыми действиями говорит хотя бы тот факт, что только лишь за десять месяцев войны он награжден четырьмя орденами Красного Знамени, вывел из окружения попавший в засаду батальон, совершив при этом почти чудо. В составе 1-го Белорусского фронта 227-й гвардейский стрелковый полк под командованием подполковника Нигматуллина участвовал в освобождении Люблина (Польша), форсировании Вислы и Одера, штурме Берлина. Говорят, его дважды представляли к званию Героя.

Бой за Берлин

О последних боях за Берлин Галей Бадреевич Нигматуллин написал документальный рассказ «Ключи от Берлина».

16 апреля 1945 года гвардейцы 227-го полка, сформированного из уральцев, сибиряков и дальневосточников и прошедшего с боями от Сталинграда, стояли в самых «воротах» на Берлин, между Кюстрином и Франкфуртом-на-Одере. И с этого «трамплина» приготовились к броску на фашистскую столицу. Командарм Чуйков сказал:

– На вашем направлении – замок Берлина. Многое зависит от успешных действий полков 79-й дивизии. Перед вами сильные опорные пункты врага: Заксендорф, Зееловские высоты, Дольгелин. Я на вас рассчитываю.

И гвардейцы Нигматуллина не подкачали, вышли на рубеж, поддержанные нашими танками. Здесь и там слышалось: «Вперед, за Родину!»

Противник попал в полуокружение и, оставив на поле боя семь подбитых танков, более 100 убитых и 10 пленных, отошел на запад. 227-й полк овладел Заксендорфом, вышел в приодерскую пойму, раскинувшуюся до самого подножия Зееловских высот. Остатки подразделений вражеской дивизии цеплялись за каждый бугорок и завязывали бой. Иногда дело доходило до рукопашной.

После тяжелых кровопролитных боев гвардейцам Нигматуллина удалось пробиться к самому верхнему ярусу Зееловских высот и установить там красные флаги. Началось разрушение так называемого берлинского замка. К вечеру фашисты оставили на месте сражения сотни трупов, бросили раненых. Оглушенные боем фрицы выходили из траншей и поднимали руки: «Гитлер капут. Рус гут».

На подступах к Берлину были сплошные инженерные укрепления, минные поля. Гитлеровцы яростно сопротивлялись. Замкомандира полка Нигматуллин постоянно находился в батальонах, а когда тяжело ранило командира полка, заменил его.

С 29 апреля по 2 мая штурмовые отряды полка уже вели тяжелые уличные бои в самом Берлине. Здесь надо было умело, творчески и глубоко обдуманно организовать бой, дерзко и с наименьшими потерями парализовать и уничтожить противника. При поддержке «катюш» это удалось. Удалось также взять и один из очень укрепленных узлов сопротивления фашистов – Зоологический сад и бункер, где расположились несколько десятков вражеских солдат и офицеров во главе с тремя генералами. Один из генералов застрелился прямо в бункере, двое других сдались в плен вместе с бойцами.

Любовь под залпы орудий

«С нашей стороны тоже было много раненых, и в шестой раз – санинструктор Шура Юдина», – это Нигматуллин пишет о своей жене Александре, Шурочке, как ее звали в полку.

В майские победные дни, как всегда, не долечившись, на костылях, вернулась из госпиталя Шурочка. Вместе с Галеем Нигматуллиным, уже полковником, окончившим Военную академию им. К. Ворошилова, они служили в армии и после окончания Великой Отечественной войны. С 1960 года – в Челябинске. В праздничные дни Нигматуллины появлялись при полном параде. У Александры Максимовны 14 наград. У него – еще больше. Среди них пять орденов Боевого Красного Знамени, орден Красной Звезды, множество медалей и даже польский орден «Виртути Милитари» (Военной доблести), учрежденный еще в 1792 году и вручаемый за выдающиеся боевые заслуги.

Поделиться

поделиться:

 

Возврат к списку