Четверг, 25 Апреля 2024

Век героев на Южном Урале: как воины Аркаима защищали свое племя

21.02.2022 Корреспондент: Максим Хлызов Фото: Олег Каргаполов (1, 3) Людмила Ковалева (2, 4, 5)

Археологи рассказали, какие профессии существовали в Аркаиме, из-за чего возникали конфликты и какое изобретение аркаимцев распространилось по всей Евразии

Три тысячи лет назад люди, жившие в Аркаиме и других поселениях, входивших в Страну городов, стремились к мирной жизни, но могли дать отпор нападениям разбойников и враждебных племен с помощью уникальных для того времени орудий. Об этом рассказали археологи, ставшие участниками сегодняшней пресс-конференции, посвященной военному делу в эпоху бронзы, которую сегодня провел пресс-центр «Гранада Пресс».

 Все уже хорошо знают, что Аркаим — это древняя крепость, которая появилась на Южном Урале на рубеже 3–2 тысячелетий до нашей эры, — рассказывает Татьяна Малютина, научный сотрудник заповедника «Аркаим». — К настоящему времени исследовано уже несколько таких крепостей. Населяли их люди европеоидного типа, которые были прекрасными строителями и возводили крепкие стены из песка, глины и дерева.

Археологи предполагают, что древние архитекторы Аркаима перед началом возведения стен сделали макет будущего строения. Это помогло начать строить крепость сразу с нескольких точек.

 Но одним строительством дело не ограничивалось, — продолжает Татьяна Малютина. — Аркаимцы отличались обширными познаниями в животноводстве, металлургии, различных промыслах, а также военном деле. Защитить своих людей и свое имущество было главной задачей мужчин Аркаима, которую они успешно решали длительное время. В основном, жизнь в Стране городов была довольно мирной.

Что интересно, в Аркаиме уже существовал высокий уровень специализации труда.

 Основу хозяйства аркаимцев составляло придомно-отгонное скотоводство, — дополняет Юрий Макуров, заместитель директора заповедника «Аркаим». — Но в Аркаиме скотоводы были также и воинами, защищавшими скот от угона. А чем его защищать? Это уже дело металлургов. В Аркаиме почти в каждом доме были печи для выплавки изделий из бронзы. Руду добывали горняки. Также мужчины Аркаима были охотниками, лесорубами. Были и профессии более (но не исключительно) женские, например, изготовление керамики.

Появление профессиональных воинов — одна из отличительных особенностей древнего Южного Урала.

 Война как продолжительная форма конфронтации появляется именно в бронзовом веке, — рассказывает Иван Семьян, руководитель лаборатории экспериментальной археологии «Археос» НОЦЕИ ЮУрГУ. — В связи с этим появляется и специализированное оружие не против зверя, а против человека. Для Южного Урала это боевые топоры с узкими лезвиями, усиленные луки, а также защитное снаряжение. У аркаимцев не было армии, но были профессиональные воины. В основном, людям бронзового века приходилось защищаться от разбойничьих набегов. Конфликты между племенами разгорались из-за скота и металла, но для древних людей война была прежде всего священнодействием, когда община отправляет воина-героя, чтобы восстановить справедливость. Неспроста эпоху бронзы называют «веком героев».

Все нововведения в военном деле быстро распространялись и переходили от одного племени к другому. Главным достижением древних жителей Южного Урала в этой сфере стала колесница, распространившаяся отсюда по всей Евразии и Северной Африке.

 В различных южноуральских могильниках мы видим фрагменты колесниц в хорошей сохранности, — говорит Иван Семьян. — Но не нужно думать, что колесница — это только деревянная повозка. Очень важным ее элементом являются щитковые псалии — детали конской упряжи, позволявшие точно управлять лошадью и совершать резкие маневры. Не имеет никакого смысла использовать псалии в иных целях, кроме военной или состязательной. Также колесницы Аркаима имеют легкие колеса со спицами, самые древние в мире.

Люди бронзового века оставили детализированные изображения своих колесниц, которые сильно помогли при реконструкции первой в мире колесницы, изобретенной на Южном Урале за тысячу лет до нашей эры. Напомним, недавно состоялась премьера документального фильма об открытии первой южноуральской колесницы в 1972 году и ее воссоздании в наши дни.

Газета «Губерния» спросила Ивана Семьяна, какие допущения приходилось допускать археологам при восстановлении древней колесницы.

 Есть экспериментальные задачи, которые не требуют повторения всех аспектов древних технологий, — объясняет он. — Другое дело, что для того, чтобы делать исторические выводы, нужно понимать трудозатраты. У нас на постройку одной колесницы уходило около 250 часов работы, но некоторые операции мы проводили современными инструментами. Поэтому мы хотим понять, сколько времени тратили на это люди бронзового века. Сейчас наши столяры тренируются работать с бронзовыми инструментами, и вскоре мы начнем постройку колесницы аутентичным способом.

Запись пресс-конференции доступна на YouTube-канале «Гранада TV».

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
18:20 Гости стенда Челябинской области на ВДНХ побывают в настоящей уральской тайге

После обновления стенда Челябинской области на международной выставке-форуме «Россия» полюбившиеся многим качели приобрели больший интерактивный эффект. Теперь гости смогут побывать в национальных парках Южного Урала, полюбоваться рассветами в туманном лесу. А в природной фотозоне началось настоящее лето, наполненное солнцем, цветами и красотой лесных полян.

17:30 В Челябинске откроют пункт тестирования участников программы «Время героев»

В России продолжается отбор среди бойцов спецоперации, которые желают поступить на госслужбу. Для оценки их управленческого потенциала в регионах страны открывают специальные пункты дистанционного тестирования. Челябинск не стал исключением. В южноуральской столице пункт дистанционной оценки начнет работать с 15 мая.

19:25 Сразу два челябинских маршрута переведены на регулируемый тариф

Подконтрольными ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» стали маршруты №19 «Чистопольская — Приборостроительная» и №91 «ТК Молния — поселок Градский». Оплачивать проезд теперь в них можно будет транспортными картами, а также предъявлять проездные и использовать пересадочные билеты.

Возврат к списку