Суббота, 4 Мая 2024

Как набеги кочевников, Петр Первый и Демидовы повлияли на промышленность Челябинской и Свердловской областей

30.11.2023 Корреспондент: Алексей Герасимов, Александр Иванов Фото: Алексей Герасимов, Людмила Ковалева, Юлия Боровикова (на этом снимке: завод в Катав-Ивановске, Челябинская область)

«Челябинская и Свердловская области: чем похожи и чем отличаются» — к 90-летию регионов журналисты решили их сравнить. Сегодня «Губерния» расскажет, кому и чему области обязаны, что они стали промышленными, и почему именно то или иное производство стали развивать на Урале Южном и Среднем. Какую роль сыграл во всем Петр Первый?

Обе области — и Свердловская, и Челябинская — считаются промышленными. В последнее время, правда, регионы зарабатывают деньги и с помощью других областей (например, сельского хозяйства и высоких технологий), тем не менее Урал называют опорным краем державы в первую очередь благодаря промпредприятиям. Почему именно им суждено было появиться в нашем крае, разберемся вместе. 

Роль промышленности Урала в становлении России велика 

Роль уральской промышленности в становлении России именно как империи переоценить невозможно. Если Михаил Ломоносов в свое время говорил о приращении России Сибирью, то Петр Первый несколько раньше сделал упор на Урал. Он прозорливо оценил перспективы этого региона и приложил максимум усилий для становления и развития местной промышленности.

И результат не заставил себя долго ждать. Урал во многом позволил поднять авторитет России как мощного и динамично развивающегося государства. Богатство его недр, упорство первопроходцев, знания, умения и воля новой волны промышленников создали все условия для формирования мощной и конкурентоспособной производственной территории. Успехи, достигнутые на Урале, во многом способствовали созданию в России хорошо вооруженной армии и флота.

На Урале появились не только промышленные и логистические центры. Сюда пришла культура, образование и свежая волна людей, которые могли создавать новую среду обитания. Так появились города с претензией сначала на уездные, а со временем и на крупные мегаполисы. К таким городам относятся Челябинск и Екатеринбург, ставшие к тому же и управленческими центрами на своих территориях. 

И крепости, и металлургия: на развитие Челябинской области повлияло географическое положение 

Если рассматривать Челябинскую и Свердловскую области по отдельности и с проекцией на XVIII век, то окажется, что в их развитии многое схоже, но есть и серьезные отличия. Челябинская область была в то время неоднородной. Причина здесь в географическом положении. Земли Южного Урала были заселены местным кочевым народом. Они оказались открыты с юга для кочевников из киргиз-кайсацких степей. Поэтому вся бурная степная история Урала с постоянными восстаниями, сожженными посадами и выселками — это история и металлургии, и казачьей вольницы, и зауральской пшеницы, без которой туго было гарнизонам крепостей и кыштымским заводам.

Макет старинной крепости в Чебаркуле.JPGМакет старинной крепости в Чебаркуле

Непосредственная близость границ государства требовала защиты от внешних угроз. Поэтому данный период характерен активным строительством в южной части крепостей, являвшихся по сути фронтирами.

Их главное предназначение — защита территории от внешних врагов, к которым относились степные народы, совершавшие грабительские набеги на заводы и поселения. Они добирались вплоть до Каменска-Уральска. 

Первый этап планомерного промышленного освоения Урала осуществлялся иждивением казны, так как Уральские горы были опасны и неудобны: отсутствовала инфраструктура, постоянными были бунты и нападения кочевых инородцев, количество русских поселенцев было недостаточным для организации промышленности, много было старообрядцев (у которых весьма непростые отношения с властью). Ни один «капиталист» в первые годы петровского века не стремился рискнуть собственными капиталами и больше шел на Урал на уже готовое, построенное казной производство.

Во второй половине XVIII века значительно возрос спрос на железо, чугун и медь. Огромные лесные массивы, открытые и перспективные месторождения руд, водные ресурсы Южного Урала являлись идеальным местом для открытия металлургических производств. В связи с этим здесь началось активное строительство заводов. В эти края потянулись предприимчивые люди из Центральной России. После пуска в 1746 году Каслинского завода следом построили еще 25 заводов. На это потребовалось примерно 10 лет. Начали действовать Златоустовский, Катав-Ивановский, Верхне-Кыштымский и Саткинский заводы... 

Завод в Сатке Челябинской области.JPGЗавод в Сатке Челябинской области

Златоустовский завод строили и развивали тульские заводчики Мосоловы. Строительство шло медленно, и только после того, как В 1760 году завод перешел во владение М. П. Мосолова, строительство удалось закончить. Для этого из Подмосковья специально привезли крепостных. Катав-Ивановский завод был основан в 1755–1756 годах сибирскими купцами Иваном Твердышевым и его зятем Иваном Мясниковым. Ими на Урале построены 14 заводов (6 железоделательных и 8 медноделательных). Верхне-Кыштымский завод основал Никита Никитич Демидов. Для строительства и обслуживания завода были куплены и перевезены крестьяне из Калужской, Нижегородской и Тверской губерний. Саткинский завод построил и пустил в действие 19 ноября 1758 года сын Сергея Строганова — Александр, будущий граф, меценат и коллекционер произведений искусства. Основную массу строителей и будущих работников завода составили крепостные крестьяне из пермских вотчин Строгановых.

В середине XVIII века на металлургических заводах будущей территории Челябинской области производилась пятая часть всего чугуна и треть всей меди от суммарной выплавки по стране. 

Строительство Транссиба начиналось на Южном Урале 

И все же Южный Урал в те времена больше напоминал своего рода мозаику: это горы, это степи, это леса и перекрестки дорог. Мозаику и историческую, и этническую, и культурную. Кыштымский и Златоустовский горные округа, те же заводы, основанные по горным хребтам Южного Урала Никитой Никитовичем Демидовым, золотые прииски Миасса, Кыштыма и «Русской Бразилии» — Кочкарского района, принадлежали как бы другому миру. При том, что основные капиталы формировались в промышленном производстве, Челябинский уезд оставался больше сельскохозяйственным. Челябинская крепость была основана в первую очередь как фронтир, защита — это была ее главная функция.

Еще при устроителе Южного Урала Иване Ивановиче Неплюеве Челябинск стал главным перекрестком снабжения продовольствием гарнизонов и части горнозаводского Урала. Челябинск был границей и центром снабжения продовольствием. Эта функция исполнялась им практически в течение всего XIX века.

Положение стало резко меняться лишь с появлением здесь Транссибирской магистрали. Она дала существенный толчок развитию и города, и всего региона. Официально закладка магистрали началась 19 мая (31 мая по новому стилю) 1891 года. Но еще в феврале того же года начались работы под Миассом. Так что можно сказать, что Транссиб начал свое рождение в Челябинской области. 4 марта 1892 года началось регулярное движение по ветке Миасс—Челябинск. Сегодня южная ветка Транссиба в пределах Челябинской области тянется от станции Аша через Бердяуш, Миасс и Челябинск и далее на Курган. Благодаря Транссибирской магистрали Челябинскую область стали именовать «Ворота в Сибирь». Этот момент называют первым ключевым в истории столицы Южного Урала. 

Даешь Магнитку, или Заводы росли как грибы 

1930-е годы стали для всей страны и для Челябинской области временем трудовых свершений. 15 сентября 1930 года была пущена Челябинская ГРЭС, позволившая обеспечить электроэнергией заводы и стройки огромного промышленного района. 7 ноября 1930 года дала металл первая электропечь Челябинского электротермического комбината (ЧЭМК) в составе ферросплавного, электродного и абразивного заводов. 1 февраля 1932 года выдала первый чугун самая мощная в Европе домна № 1 ММК. 1 июня 1933 года вступил в строй Челябинский тракторный завод.

За годы Первой пятилетки построили 13 предприятий союзного и республиканского значения.

В годы второй пятилетки промышленное строительство и модернизация старых предприятий продолжились. Хорошие результаты показывали первенцы Первой пятилетки. К 1 декабря 1935 года Магнитогорский металлургический комбинат давал самый дешевый в стране металл. 29 декабря 1936 года челябинские тракторостроители на год раньше срока выполнили пятилетний план. Им удалось втрое снизить себестоимость продукции. В 1937 году на международной выставке «Искусство и техника современной жизни» в Париже челябинский трактор завоевал диплом «Гран- при».

Еще в декабре 1933 года дал первую продукцию — никель высокого качества — Уфалейский завод. 1 мая 1937 года здесь был получен и первый отечественный кобальт. В это же время были пущены Челябинский абразивный завод и крупнейший в Европе Ашинский лесохимический. В апреле 1935 года состоялся пуск Челябинского цинкового завода. 16 мая 1935 года был издан приказ Наркомата тяжелой промышленности о вводе в строй первых цехов Челябинского завода крупного станкостроения…

За время второй пятилетки количество заводов на Южном Урале возросло с 618 до 911. Успешно шла и реконструкция действующих предприятий. На Златоустовском заводе были построены новые цеха, металлурги освоили до 30 марок высококачественных сталей. Они впервые в мире изготовили нержавеющую сталь, которая по своим качествам не уступала знаменитому булату Аносова. Освоил выпуск новой продукции Златоустовский инструментальный завод, шла реконструкция Усть-Катавского вагоностроительного завода, медеплавильного завода в Карабаше и других. Второе рождение переживала каменноугольная промышленность. В 30-е годы вступили в строй 20 новых угольных шахт, начал работать знаменитый Коркинский разрез, где добыча велась открытым способом. По добыче каменного угля Челябинская область занимала ведущее место на Урале.

В 1940 году Челябинская область давала 11,5 процента всесоюзной выплавки чугуна, 11,2 процента — стали и 12 процентов — проката, что составляло около 60 процентов выпуска данной продукции на Урале. Продукция крупной промышленности выросла за это время в 12 раз. В Челябинской области сформировалась мощная индустриальная база. 

В годы войны Танкоград стал оборонной столицей страны 

Во время ВОВ за счет эвакуации сюда производственных ресурсов Челябинск стал металлургической столицей всей нашей страны. До 1917 года Донбасс по объемам черной металлургии обходил старый Урал. Но в 1930-е годы началось строительство Урало-Кузбасского металлургического объединения и магнитогорского всесоюзного гиганта, работавшего на кузбасском угле. В 1943 году произошло открытие второго по мощности в стране Челябинского металлургического завода. Эвакуация во время ВОВ на Южный Урал промышленных мощностей Донбасса превратила Южный Урал в главный и неоспоримый металлургический центр Союза.

Танкоград — так называли Челябинск в годы Великой Отечественной войны, когда на заводах стали выпускать танки вместо тракторов. Массовое производство танков Т-34 было освоено всего за 33 дня! По общим подсчетам, каждая пятая машина, выпущенная для фронта, была сделана в Танкограде! Челябинский тракторный завод был главным центром по производству танков в стране.

И Челябинский металлургический комбинат, и Магнитогорский металлургический комбинат в этот период преодолели черту, за которой города превращаются в промышленные мегаполисы. Сюда эвакуировали не только заводы, эвакуировали рабочих, интеллигенцию, целые институты. Создался большой слой интеллигенции. 

В послевоенный период к числу действовавших и новых предприятий добавились три закрытых города с самым передовым производством в области обороны и перспективных энергетических проектов. Это позволило значительно усилить интеллектуальный потенциал региона. 

Развитие металлургии на Среднем Урале: округ строился как чистый горный 

Несмотря на то, что в XVIII–XIX веке Екатеринбург, как и Челябинск, тоже был городом уездным, он был городом другого пространства. Екатеринбург — это горное дело, самоцветы. Через Екатеринбург проходил главный торный путь через хребет. Екатеринбург всегда был ближе к столичному Петербургу, чем Челябинск. Екатеринбург изначально строился его основателем Василием Никитичем Татищевым как мощный завод, мощная точка локации.

Средний Урал — чистый горный округ. Тот самый седой Урал, основательный, неспешный. Расположен вдалеке от неспокойных границ. Впрочем, и ему доставалось от набегов лихих людей, но он не взаимодействовал постоянно с потенциальным противником. Поэтому он более монолитен. Он тоже не прост, но именно монолитен. 

Режевской завод в Свердловской области.JPGРежевской завод в Свердловской области

Если сравнивать развитие промышленности на территориях нынешних Челябинской и Свердловской областей в XVIII веке, то отличие здесь в том, что промышленное развитие происходило в пределах Южного Урала лишь частично, а Средний Урал поднимался практически равномерно по всей территории: от его южных границ и до северных районов. Заслуга здесь, конечно же, принадлежит во многом династии промышленников Демидовых. Они всколыхнули тихую и в чем-то дикую жизнь таежных пределов. Подняли почти с нуля заводы, построили десятки новых, переселили тысячи людей из центра России, заставили природные богатства служить человеку. Демидовы оказали главную поддержку государству в его становлении на новом уровне, уровне реальной империи с выходами в новые границы, на новые морские просторы. Позволили обеспечить армию и флот пушками и ядрами, разившими врага на поле боя.

Но нельзя забывать, что со стороны Южного Урала Средний Урал имел защиту и поступление продовольствия, без которых развитие не могло идти такими высокими темпами, как это происходило в XVIII веке.

Невьянский доменный молотовый завод был основан по указу Петра Первого 23 апреля 1699 года. 15 декабря 1701 года домна дала первый чугун. 8 марта 1702 года завод был передан во владение тульскому оружейнику Никите Демидову. Завод стал основным поставщиком железа и артиллерийских снарядов по казенным заказам. В 1721 году Татищев принял решение о переносе Уктусского завода на реку Исеть. 7 ноября 1723 года была запущена молотовая фабрика и выковано первое полосовое железо. 26 ноября 1723 года, в День святой Екатерины, состоялось торжественное открытие Екатеринбургского завода.

В июне 1734 года выдал первую продукцию Билимбаевский завод, принадлежащий Строгановым. Продукцию отправляли по воде с пристани на реке Чусовой. Ежегодно отправляли по 30 судов с общим весом продукции 550 тысяч пудов.

Нижнесалдинский доменный молотовый завод был основан Никитой Акинфиевичем Демидовым в 1760 году. Железоделательный завод переделывал чугун в железо кричным способом. На нем работала одна фабрика с четырьмя молотами и двумя горнами. И еще десятки подобных заводов строились в то время на Среднем Урале. 

Завод в Нижней Салде Свердловской области.JPGЗавод в Нижней Салде Свердловской области

Ориентация на машиностроение и гиганты первых пятилеток 

Следующим этапом развития Екатеринбурга и всего региона, как и Челябинска, стал выход к транссибирской магистрали. В первые годы XIX века промышленность Екатеринбурга переориентировалась на машиностроение.

Время 1878–1888 годов ознаменовалось строительством Уральской ветки железной дороги, связавшей Екатеринбург с Пермью и Тюменью. В 1897 году заработал участок, соединяющий Екатеринбург с Челябинском. Так появилась возможность выхода на Транссибирскую магистраль.

Развитие Екатеринбурга и региона получило новый стимул. К началу XX века в городе действовало 49 крупных предприятий и более 300 небольших мастерских. Проживало в городе более 50 тысяч человек. 

Следующим этапом подъема промышленности в Свердловской области стали предвоенные пятилетки. В этот период большое внимание уделялось как реконструкции старых предприятий, так и строительству гигантов машиностроения, металлургии и других направлений. В Свердловске (бывшем Екатеринбурге, который потом снова переименовали, оставив историческое название) были в сжатые сроки возведены Уралмашзавод, Уралэлектротяжмаш, инструментальный и шарикоподшипниковый заводы. В Нижнем Тагиле построили Уралвагонзавод и Нижнетагильский металлургический комбинат. В Первоуральске и Каменске-Уральском — трубные заводы.

Среди представителей цветной металлургии стоит отметить открытие Красноуральского и Среднеуральского медеплавильных комбинатов, Уральского алюминиевого завода в Каменске-Уральском.

Открывались и другие крупные промышленные объекты. 

Все для победы: в Свердловск переводились научные организации 

В период Великой Отечественной войны в Свердловскую, как и в Челябинскую, область было эвакуировано большое количество промышленных предприятий из городов западной и центральной части нашей страны. Сюда прибывали эшелоны с оборудованием и персоналом для его установки, наладки и эксплуатации.

В Свердловск переводились целые научные организации и большое количество людей науки, выдающихся конструкторов-практиков. Здесь совершались великие научные открытия и внедрялись в практику новые технологии. Все это, помноженное на героический труд людей, позволило сформировать на Среднем Урале прочный тыл, обеспечивший будущую победу на фронтах войны. Массовая эвакуация предприятий позволила нарастить мощности заводам Уралмаш, НПО Автоматика, Уралхиммаш, Уралвагонзаводу, Уральскому оптико-механическому заводу и еще нескольким десяткам предприятий. После войны большинство из них осталось в Свердловской области и составило современную промышленную базу.

К достижениям можно отнести тот факт, что здесь производился основной объем боеприпасов и бронетехники. Сроки на проектирование и внедрение в производство отводились самые сжатые, например, гаубица Д-1, имевшая высокие тактико-технические характеристики, была спроектирована в 1943 году в ОКБ-9 за 18 дней, а ее массовый выпуск — освоен всего за полтора месяца. Со второй половины 1941 года Уралмашзавод стал основным предприятием Наркомата танковой промышленности СССР по обеспечению танковых заводов бронекорпусами. На Уральском компрессорном заводе с начала 1942 года выпускались катюши. Первые в мире литые танковые башни были изготовлены на Уралмашзаводе в сентябре 1941 года.

В послевоенный период с развитием ядерной энергетики и атомного оружия на территории Свердловской области, как и Челябинской, были построены несколько закрытых городов. В городе Заречном — пущена первая крупная атомная электростанция — Белоярская. 

Развитие промышленности продолжается, и регионы не собираются уступать друг другу 

Ведущими отраслями Свердловской области на сегодняшний день являются черная и цветная металлургия (производство меди, алюминия, никеля), машиностроение. Также развиты химическая, лесная, деревообрабатывающая и легкая промышленность. Среди лидеров в Челябинской области можно признать следующие комплексы: металлургический, топливно-энергетический, машиностроительный и строительный, аграрно-промышленный. На долю области приходится 76 процентов производства бульдозеров в стране, 31 процент — автогрейдеров, 28 процентов — готового проката черных металлов, 26 процентов — выплавки чугуна, 28 процентов — выплавки стали, 23 процента — производства тракторов, 13 процентов — стальных труб, 2,4 процента — производства железной руды. 

Если говорить немного подробнее, то Челябинская область, как и Свердловская, имеет богатые природные ресурсы. Есть месторождения железных и медно-цинковых руд, золота, кварца, марганца, хрома, магнезитов, белых мраморов, каолина. В регионе расположены крупные горнодобывающие и горноперерабатывающие предприятия, которые в значительной мере обеспечивают сырьем черную и цветную металлургию, а топливом — предприятия энергетики. Кстати, Южный Урал прославился не только металлургией в привычном смысле этого слова, но и так называемой белой металлургией: со всего мира приезжают на экскурсии в знаменитый цех «Высота» на ЧТПЗ. 

Очень развит оборонный комплекс, при этом наряду с ракетным центром имени Макеева в Миассе есть много других предприятий ОПК, которые в последние два года выполняют гособоронзаказ. Только за прошлый, 2022 год, в Челябинской области количество таких предприятий увеличилось в восемь раз. Переориентировались многие предприятия Челябинской области и на высокотехнологичную и импортозамещающую продукцию. Например, научно-производственное объединение «Электромашина» создало первый промышленный технопарк в регионе, профильные направления развития которого затрагивают как сферы интеллектуальных систем управления, электрического и беспилотного транспорта, так и сферы искусственного интеллекта и технологий машинного зрения. Если говорить конкретно о продукции военного направления, то НПО постоянно удивляет разработками на форуме «Армия». У предприятия есть Единый испытательный центр, где продукция военного и гражданского назначения проходит испытания климатического воздействия предельно низких и высоких температур, пыли, морского тумана, а также - на ударопрочность и износ.

photo_2022-11-16_13-10-47 (2) (1).jpgphoto_2022-11-16_13-10-47.jpgВоенная продукция челябинского НПО удивляет всех на форуме "Армия"

Такая же ситуация (с предприятиями ОПК, импортозамещением и высокими технологиями) и в Свердловской области. Давайте для примера лишь приведем продукцию, какую два уральских региона представили в 2023 году на международной промышленной выставке «Иннопром», проходящей в Екатеринбурге. Это позволит понять, насколько разнообразны на Урале предприятия и то, что они выпускают.

иннопром_фото_Людмилы_Ковалевой_25440.jpgПродукция современных южноуральских предприятий, представленная на "Иннопроме"

Среди презентованных на «Иннопроме» свердловских разработок —флотационная установка предприятия «Уралхим Экспорт», которая используется в горной и нефтехимической промышленности. Авиатехнику, модели легких многоцелевых самолетов «Ладога» и «Байкал», представил Уральский завод гражданской авиации. «УралХимСервис» познакомил всех с инновационным дорожным покрытием, горной  химией и современными полимерами. «Ураласбест» представил широкую линейку продукции, в том числе английскую соль для принятия ванн, удобрения, агрохимикаты, спортивную магнезию.  Группа «Синара» (да, она работает в обеих областях) вместе с современными моделями городского транспорта напомнила про электропоезда «Ласточка».

иннопром_фото_Людмилы_Ковалевой_25587.jpgЧелябинские роботы на "Иннопроме"

На Челябинском лифтостроительном заводе сейчас делают самые быстрые в России лифты, которые могут развивать скорость от 4 до 6 метров в секунду. Такие уже установлены в небоскребах Москвы и Санкт-Петербурга. На миасском заводе «СпецАгрегат» производят аэродромную подметально-продувочную машину, не имеющую аналогов в стране. С ее помощью можно круглогодично очищать взлетно-посадочные полосы и рулежные дорожки аэродромов не только от мусора, грязи и пыли, но и от масляных и битумных пятен, воды, снега и наледи. Конструкторское бюро «Ратрак-Урал» представило трехмерную модель ратрака. Эта спецтехника перемалывает и измельчает снег, формируя трассы для горнолыжников и биатлонистов. В других регионах России аналогичные машины пока не производятся. В начале этого года в Челябинске началось строительство завода по производству промышленных роботов-манипуляторов: на выставке «Иннопром» представили универсальный промышленный манипулятор с дистанционным управлением. Он сможет заменить человека при выполнении тяжелых работ или работ в опасных условиях. Сразу несколько разработок представил на «Иннопроме» Уральский межрегиональный научно-образовательный центр, в том числе проект ракетно-космического комплекса с многоразовой одноступенчатой ракетой-носителем и универсальной космической платформой, над которыми работают ученые ЮУрГУ.

иннопром_фото_Людмилы_Ковалевой_25554.jpg

Южноуральская техника, представленная на "Иннопроме"

Среди других разработок южноуральских предприятий можно выделить зарядосмесительную машину «Интео», которая используется для взрывных работ при добыче полезных ископаемых, аппаратно-программный комплекс мобильной диагностики «Цифровой ФАП», комбинированные строительные и дорожные машины, кран на железнодорожном ходу, единственный в стране стеклянный изолятор, производимый из закаленного электротехнического стекла, источники бесперебойного питания промышленного типа, арктический автобус и электрический мусоровоз с гибридной силовой установкой, систему лазерного 3D-сканирования деталей и так далее. Также на выставке был представлен новый троллейбус от группы «Синара».

иннопром_фото_Людмилы_Ковалевой_25515.jpg

Знаменитая "Ласточка", представленная на "Иннопроме"

Челябинская и Свердловская области занимают ведущие места в экономике страны. Обе динамично развиваются, в чем-то равняются на соседей, а где-то прокладывают свой собственный путь. Обе обладают высочайшим промышленным потенциалом. По экономическому потенциалу области находятся в рейтинге регионов совсем близко. По совокупности таких показателей, как фактически уплаченный в бюджет НДС, уровень среднемесячной заработной платы по региону, совокупная прибыльность предприятий и организаций региона, Челябинская и Свердловская область вошли в топ-35 российских субъектов лишь с небольшим разрывом. Первая на 12-м месте, а вторая — на 7-м. Такое положение говорит о том, что развитие регионов происходит в правильном направлении. У обеих областей есть хороший потенциал на будущее. Остается только реализовать его с максимальной отдачей, чтобы конечным результатом мог воспользоваться каждый уралец, будь он уроженцем Южного или Среднего Урала.

 О чем другие материалы проекта?

Материалы проекта «Челябинская и Свердловская области: чем похожи и чем отличаются» читайте на сайте gubernia74.ru в рубрике «Темы».

Во вводной статье мы рассказали о самом проекте, что послужило поводом для подготовки данной серии статей. Выяснили, есть ли у челябинцев и свердловчан региональная самоидентичность (челябинцы называют себя южноуральцами, а свердловчане среднеуральцами — нет), и близки ли они по ментальности. Называется материал «Челябинская и Свердловская области: чем похожи и чем отличаются» — к 90-летию регионов журналисты решили их сравнить».

Второй материал проекта назывался «Опрос показал, как жители Екатеринбурга относятся к челябинцам, а южноуральцы — к свердловчанам». Ответы получились очень интересными, но и показали, что, к сожалению, еще живы стереотипы, сложившиеся в старые времена.

В третьей статье шла речь, какие следы многовековой истории Урала можно обнаружить сегодня в регионах. «Есть ли альтернатива Аркаиму? Какие следы многовековой истории Урала можно обнаружить сегодня в Челябинской и Свердловской областях» — так назывался материал. Где прогуляться к дольменам, пройтись вдоль остатков бывших защитных валов по «улицам» древних городищ, отправиться к загадочным кругам или посетить «картинную галерею» древних художников?

Четвертый материал проекта «Где интереснее и доступнее природные достопримечательности — в Челябинской или Свердловской областях?» был посвящен нацпаркам, заповедникам, горам, лесам и озерам — природным памятникам. Где их больше, где они доступнее, где интереснее?

В пятой статье «Как набеги кочевников, Петр Первый и Демидовы повлияли на промышленность Челябинской и Свердловской областей» мы говорили про то, почему территориям была уготована роль стать промышленными, кто и что этому поспособствовали.

В шестом материале «От караванных путей до современных ярмарок: почему на гербе Челябинской области — верблюд, а Свердловской — соболь?» рассказали об аграрной сфере двух регионов, самых известных ярмарках и пересечении караванных путей на Урале. Почему на гербах соседних регионов изображены такие разные животные?

В седьмой статье «Наклонная башня и каменный кремль, Париж и Белый дом: что посмотреть в городах и районах Челябинской и Свердловской областей» шла речь о достопримечательностях малых городах двух регионов. Где — уголок Швейцарии, а где район ботанических памятников?

Восьмая статья «Челябинск и Екатеринбург: ищем самые интересные места, сходства и отличия» была посвящена двум столицам регионов. Похожи ли они? Чем интересны? Кто развивается быстрее? Есть ли между ними соперничество?

В девятом материале «Духовные центры Челябинской и Свердловской областей: Троицк и Верхотурье» поговорили о самых посещаемых и культовых местах Южного и Среднего Урала и почему в эти города едут паломники.

Десятый материал «Самые известные бренды Челябинской и Свердловской областей: от артистов, фестивалей и местных Арбатов до майонеза и макарон» посвятили узнаваемым не только на местном уровне, но и в стране и мире объектам, событиям и даже продукции регионов.

Поделиться

поделиться:

 

Возврат к списку