Пятница, 3 Мая 2024

Духовные центры Челябинской и Свердловской областей: Троицк и Верхотурье

19.12.2023 Корреспондент: Алексей Герасимов, Александр Иванов Фото: Алексей Герасимов, Юлия Боровикова, Людмила Ковалева, Олег Каргаполов, Челябинская епархия

К 90-летию двух уральских регионов, которое будет отмечаться 17 января 2024 года, «Губерния» решила провести параллели между Свердловской и Челябинской областями. Проект так и назвали: «Челябинская и Свердловская области: чем похожи и чем отличаются». Сегодня поговорим о духовных центрах Урала Южного и Среднего.

Понятие «духовный центр» не имеет и не может иметь официального закрепления. Эти центры создавались не для того, чтобы их отмечали власти, они формировались людьми, исходившими из более высоких побуждений, основанных на нравственных категориях. Строительство большого количества церквей требовало еще их духовного наполнения, что не могло происходить в одночасье. Для этого должна была вершиться история. Без этого народ не стремился бы приезжать сюда за сотни верст. Как правило, подобные центры были связаны с именем или именами святых праведников, известность которых простиралась далеко за пределы конкретной территории.

Верующий люд, имеющий связь со святым образом того, кто когда-то был подвязан к местному монастырю или конкретному храму, готов был отправляться в путь, чтобы поклониться мощам праведника или увидеть и помолиться особо почитаемой иконе. Рассказы о священниках, обладающих особым даром проповедовать и общаться с верующими, моментально распространялись по округе. Так же быстро расходились истории чудесного исцеления больных и немощных, которые после посещения местного храма вновь обретали силу. И, безусловно, магической силой притяжения обладали передаваемые из уст в уста рассказы о внешнем великолепии храмов. Людям, особенно проживавшим в сельской местности, все это было в диковинку. Им хотелось увидеть все своими глазами, прикоснуться к святыням, попросить помощи и поддержки у святых изображений.

В России найдется много мест, которые люди признают духовными центрами своих регионов. Дивеево и Оптина Пустынь, Кижи и Соловецкий монастырь, Валаам и Кирилло-Белозерский монастырь. И этот список далеко не исчерпывающий. Кто-то может вспомнить еще некоторые из священных мест православия, связанных с людским подвигом во имя веры и человека как главного источника святости.

Свои духовные центры есть и на Урале. Каким-то из них уже уделено достойное публичное внимание, а некоторые, являющиеся только по сути таковыми. Пока они не снискали широкой славы, но их значение для людей ничуть не меньше, чем тех, что давно на слуху. Дело же не в форме, а в содержании. Раз люди признают обитель, раз идут и едут за десятки и сотни километров, чтобы приклонить колени перед ее образами, тихо помолиться, поделиться проблемами и попросить о помощи, значит, для них это и есть духовный центр.

Верхотурье — духовный центр Среднего Урала

Образ Симеона Верхотурского

Верхотурье в Свердловской области в полной мере отвечает перечисленным выше характеристикам. В самом городе и в его окрестностях в разные годы было возведено более десятка храмов. Большинство из них являются действующими, в храмах ведутся службы, а посмотреть на них и прикоснуться к святыням приезжает множество людей из разных уголков России и из-за рубежа.

Известным с давних времен по всей Руси является образ святого праведного Симеона Верхотурского (Меркушинского). Его имя связано в первую очередь с селом Меркушино, что примерно в 60 километрах от Верхотурья, если ехать по дороге. Поэтому стоит небольшой рассказ о нем начать именно с этого села.

Меркушино: обретение мощей и их перенос

На подъезде к селу, когда из-за поворота реки Туры словно выплывают золоченые купола и кресты Свято-Симеоновского храма и храма в честь архистратига Михаила, все внимание переключается только на них. Безусловно, Михайловский храм по внешнему виду доминирует над всем комплексом, но без связки со Свято-Симеоновским он утрачивает часть своей значимости. В чем же причина?

Дело в том, что оба храма представляют собой единый комплекс. Они связаны просторной галереей, и каждый человек после молитвы в Михайловском храме, как правило, отправляется по теплому и светлому переходу в пределы Свято-Симеоновского храма.

2 Свято-Симеоновский храм в Меркушино (1).JPGСвято-Симеоновский храм в Меркушино

Свято-Симеоновский храм возведен на месте обретения мощей Святого Симеона. Здесь, по преданию, из-под земли через 50 лет после погребения показался гроб с нетленными останками святого. И тут же забил источник. Из этого источника и сегодня люди не только пьют воду на месте, но и набирают ее, чтобы увезти домой.

Сами мощи Святого Симеона в сентябре 1704 года были перенесены в Свято-Николаевский мужской монастырь Верхотурья. Несли гроб на руках. Процессия проходила с остановками. Процедура переноса мощей признается как большое событие в жизни Верхотурья.

1 Храм в честь Архистратига Михаила в Меркушино (1).JPGХрам в честь Архистратига Михаила в Меркушино

Верхотурский Свято-Николаевский мужской монастырь

Монастырь был основан в 1604 году. Основателем его был инок Иона Пошехонец. В 1604 году он испросил позволение у царя Бориса Годунова на построение храма во имя святого Николая Чудотворца с приделом во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба. Согласно царской грамоте, присланной на имя верхотурского воеводы Плещеева и головы Хлопова, Иона был обеспечен иконами, церковной утварью, богослужебными книгами.

Монастырь, по сути, является огромным храмовым комплексом, окруженным каменной стеной, в центре которого возведен Крестовоздвиженский собор. Чаще всего гости и паломники начинают знакомство с Верхотурьем с посещения комплекса.

Симеоно-Анненская надвратная церковь

На территорию монастыря люди попадают, проходя через центральный вход под сводами Симеоно-Анненской церкви. В 1856 году ее возвели на месте старых монастырских ворот. Церковь отличается выразительным декоративным убранством в традициях древнерусской архитектуры. Над входом расположены три мозаичные иконы в великолепном исполнении. Уже на подходе к монастырю люди останавливаются, чтобы осенить себя крестом и полюбоваться удивительной красотой этой церкви.

3 Симеоно-Анненская надвратная церковь. Верхотурье (1).JPGСимеоно-Анненская надвратная церковь

Крестовоздвиженский собор

Завершение строительства собора совпало с днем празднования 300-летия дома Романовых в 1913 году. Храм не только великолепен, но и величествен. По объему он стоит третьим в России, уступая только Храму Христа Спасителя и Исаакиевскому собору в Санкт-Петербурге.

За последние годы удалось полностью восстановить фаянсовые иконостасы. Главным же является то, что здесь хранятся мощи Симеона Верхотурского. К ним стараются прикоснуться большинство людей, посещающих храм. Даже те, кто не причисляет себя к верующим. И они в душе надеются на помощь святого.

4 Крестовоздвиженский собор. Верхотурье (1).JPGКрестовоздвиженский собор. Верхотурье

Спасо-Преображенский собор

Собор был построен в 1836 году. Архитектура храма отличается от классического русско-византийского стиля. В первую очередь он привлекает внимание высокой колокольней. И в наши дни в Преображенском соборе проводятся ежедневные богослужения для прихожан и паломников со всей страны. В соборе можно поклониться мощам преподобного Арефа.

5 Спасо-Преображенский собор.JPGСпасо-Преображенский собор

Свято-Троицкий собор

Старейший в Свердловской области каменный Свято-Троицкий собор в Верхотурье строился с 1703 по 1709 годы. Для возведения собора привлекались мастера из Соликамска. С обеих сторон к собору примыкают кремлевские стены. Вход в собор находится на территории кремля. Большая часть здания выходит на городскую площадь.

6 Свято-Троицкий собор. Верхотурье.JPGСвято-Троицкий собор

В 1959 году на международной конференции в Гааге Троицкий собор был включен в число наиболее значительных архитектурных памятников мира. Такой чести удостоен единственный из храмов Свердловской области. У нас в стране он считается лучшим произведением московского барокко на Урале.

Покровский женский монастырь

Один из первых за Уралом женский монастырь был открыт в Верхотурье в 1621 году. Основан сибирским митрополитом Киприаном примерно в 500-700 метрах от Верхотурского кремля — на левом берегу Туры в устье реки Дернейки. На территории монастыря сегодня действует храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Он, в отличие от прежних, часто сгоравших построек, достаточно молодой. Был заложен в 12 сентября 1898 года. После закрытия в 1925 году эксплуатировался не по назначению.

7 Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Верхотурье.JPGХрам Покрова Пресвятой Богородицы

В 1991 году храм был отремонтирован УГМК и вновь освящен 15 октября 1996 года. Особо почитаемыми в храме признаны мощи блаженного Косьмы Верхотурского и икона Божьей Матери «Умиление». К этим святыням приезжают за помощью тысячи верующих из разных уголков России.

…В Верхотурье надо ехать хотя бы на 2–3 дня, а лучше и на более длительный срок. Только тогда можно увидеть значительную часть святынь и других достопримечательностей. Удивительная по красоте природа является прекрасным дополнением к общей атмосфере добра и гармонии, которую ощущает человек, приезжающий в этот уголок Свердловской области. Безусловно, в регионе есть еще другие города и села, где находятся свои святыни. Многие из них так же считаются чудотворными, но именно в Верхотурье так сложилось исторически, что они сконцентрированы на относительно небольшой территории, доступной для посещения людям разных возрастов и состояния здоровья.

Троицк — духовный центр Южного Урала

В Челябинской области, вне всякого сомнения, найдутся и другие города со справедливой претензией на такое звание, как духовный центр. Например, Кыштым, в котором расположены четыре монументальных храма. Или Верхнеуральск, где всего один большой храм, но какой великолепный, намоленный и притягивающий множество прихожан из-за далеких пределов старинного города. И все же при выборе мы опирались на мнение людей, имеющих богатые знания в этой области. Главным их аргументом стало само название города.

Троицк_Фото_Олега_Каргаполова (5).jpg

Свято-Троицкий, или Уйский собор

На самой границе Южного Урала, в живописном местечке, на слиянии двух рек, в середине XVIII века основан замечательный город во имя Святой Троицы. К началу XX века в городе было 12 православных храмов и женский монастырь Казанской иконы Божией Матери (основан в 1851 году).

Знакомство с Троицкими храмами стоит начать с кафедрального собора во имя Святой Живоначальной Троицы. Заложили собор в Троицкой крепости в 1754 году, а завершили строительство в 1761 году. При закладке присутствовал Иван Иванович Неплюев, оренбургский генерал губернатор и выдающийся устроитель Южного Урала.

Троицк_фото_Людмилы_Ковалевой (6).jpg

Кроме своего полного названия, у храма есть еще как минимум два: Свято-Троицкий собор, а еще Уйский, так как расположен он на берегу реки Уй. Собор является первым каменным сооружением в Троицкой крепости. Его признают визитной карточкой города. В 1825 году к основному зданию были пристроены два придела, южный во имя Успения Божией Матери и северный во имя святителя Николая. Так же была устроена колокольня. Страшный пожар 1842 года поспособствовал не только восстановлению, но и перестройке собора, значительному его расширению.

По данным на 1913 год при соборе действовали 1-е, 2-е, 6-е приходские училища, 1-е, 2-е городские училища, Александровское женское училище, церковно-приходская школа. В 1930 году собор закрыли, и для него наступили времена терпения и ожидания светлых дней. В 1997 году храм возвратили верующим, в нем начались восстановительные работы под руководством протоиерея Иоанна Мелехина. 7 марта 1998 года архиепископ Челябинский и Златоустовский Иов освятил храм. Основные работы в храме завершились в 2000 году.

В 2001 году на стекле иконы Святого Николая чудотворца начал появляться нерукотворный образ. Туда перешло изображение того, которого не было. На иконе выражение лика милостивое, а на стеклянном образе оно более строгое и сострадательное. Это событие зафиксировано в истории собора как чудо. С этим феноменом можно познакомиться воочию, посетив собор в наши дни.

Храм Живоначальной Троицы Троицк_фото_Людмилы_Ковалевой (32).jpgХрам Живоначальной Троицы

Храм во имя Святого Благоверного князя Александра Невского

Возвели храм в 1884–1889 годах. Средства на строительство собирали всем миром. В сборе принимали участие рядовые жители и благотворители. Построен храм в благодарность императору Александру Второму за отмену крепостного права.

Каменная церковь построена в псевдорусском стиле и была рассчитана на 700 человек. Накануне Первой мировой войны церковь расширили, к ней приложили два придела: правый — апостолов Петра и Павла, левый — иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». До 1891 года церковь была приписной к Свято-Троицкому собору. В 1940 году церковь закрыли, но уже в 1944 году ее вновь передали прихожанам. В 1961 году ее вновь закрыли и передали здание краеведческому музею.

Окончательное возвращение здания верующим произошло осенью 1991 года. Тогда же прошло освящение церкви. Первое после десятков лет неопределенности богослужение в храме во имя святого благоверного князя Александра Невского состоялось 6 декабря 1991 года.

Храм в честь Димитрия Солунского, архидиакона Стефана и святой княгини Ольги

Освящение церкви великомученика Дмитрия Солунского состоялось в 1873 году. Построили ее на городском кладбище на средства Свято-Троицкого собора, к которому она была изначально приписана. Церковь была каменная, но с деревянной колокольней. Трапезную и восьмигранную каменную колокольню пристроили в 1889 году.

В начале XX века усердием жертвователей были пристроены два придела. Южный нарекли во имя первомученика и архидиакона Стефана, а северный — в честь равноапостольной княгини Ольги. Существует предположение, что Стефан был внуком первостроителя церкви Дмитрия Ярославцева, а Ольга — женой Стефана. Надгробие могилы Стефана и Ольги находятся в ограде церкви.

церковь Дмитрия Солунского Троицк_фото_Людмилы_Ковалевой (11).jpgЦерковь имени Дмитрия Солунского

11 мая 1930 года начальник административного отдела окрисполкома получил рапорт на основании постановления президиума ВЦИК от 18 февраля 1930 года за № 5137 «Дмитриевская кладбищенская церковь в Троицке ликвидирована, и все принадлежащее церкви имущество сдано в Госфонд полностью. Церковный совет распущен». 20 мая 1947 года храм был возвращен верующим жителям города. Больше церковь не закрывалась. Долгое время Димитровская церковь оставалась единственной действующей церковью в Троицке.

В 2003 году напротив церкви установлен памятник Ивану Ивановичу Неплюеву, оренбургскому генерал-губернатору и выдающемуся государственному деятелю.

Свято-Казанский женский монастырь

История монастыря началась с обращения монахинь, живших в Чебаркульской крепости, в 1851 году к преосвященному Иосифу. Им был дан совет перебраться в Троицк и устроиться там при кладбищенской часовне. В 1852 году часовню удалось обратить в церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери, которая была освящена в 1853 году. Здесь же сестры устроили и школу для детей жителей города.

Свято-Казанский женский монастырь в Троицке1.jpg

Свято-Казанский женский монастырь в Троицке

Монастырь быстро развивался и к рубежу XIX–XX веков владел 1 550 десятинами земли. У обители были три каменные церкви: Казанский храм, храм Преображения Господня, часовня в честь иконы Божией Матери «Троеручица» и деревянный храм в честь Илии Пророка. В штате монастыря состояло 270 сестер, еще 200 человек находились на послушании и испытании.

Преображенская церковь была освящена в 1870 году. В куполе при сооружении храма в 1868 году были прописаны три парящих ангела. Церковь была богато украшена 89 святыми иконами и серебряными лампадами.

Свято-Казанский женский монастырь 2.jpg

Церковь во имя Живоносного Источника Пресвятой Богородицы сооружена на средства благотворителей. В сентябре 1874 года состоялась закладка, а освящена церковь была в 1879 году. В 1891 году был основан приют для девочек-сирот. Монастырь ни в чем не нуждался, у него было большое хозяйство: свой хлеб, овощи и молочные продукты. В Троицкой обители монахини несли послушания в белошвейной мастерской, чулочной, фуфаечной. В золотошвейной мастерской сестры вышивали ризы для икон, воздухи, плащаницы. Управлялись сестры с огородом, были у них вишневые сады. В 1922 году обитель была закрыта.

Женский монастырь Казанской иконы Божией Матери города Троицка был открыт вновь в 1993 году. С этого времени начинаются реставрационные работы в Преображенском храме под руководством игуменьи Ксении (Кадомцевой). В 2000 году началась роспись храма, которая закончилась в 2013 году. В холодный храм провели тепло.

Чудотворные иконы монастыря

В 1907 году молитвы перед Грузинской иконой Божией Матери спасли город Троицк от холеры. Теперь каждый год 4 сентября с этой святыней совершается крестный ход. Некоторые другие иконы, написанные в иконописной мастерской монастыря, также сохранились до нашего времени. Это икона Божией Матери «Порт-Артурская», «Христос благословляет детей».

Казанская икона Божией Матери — особо чтимая в монастыре — была перенесена из церкви святого Димитрия Солунского. Этот образ написан в 40-е годы по просьбе будущей настоятельницы, схиигуменьи Ксении (Кадомцевой). В детстве она пела на клиросе храма святого Александра Невского, а заработанные деньги отдала на оплату работы иконописца. Перед иконой в монастыре каждый день читается акафист. К престольному празднику сестры Троицкой обители всегда украшают образ цветами.

Троицк 4.jpg

Современная жизнь монахинь

Сейчас монастырь — крупнейший духовный центр, здесь живет 20 сестер. Работает детская православная школа. С возведением в сан игуменьи Анании (Постниковой) в монастыре началась уставная монашеская жизнь с ежедневными богослужениями, ежедневным чтением Псалтири.

– Когда я только сюда приехала в 2014 году, сразу заложила дом для проживания сестёр, – рассказывает игумения Анания. – Так как монастырский храм был признан памятником культуры регионального значения, мы строили помещение для сестёр в неоклассическом стиле. Это исключительно монашеский дом, для богомольцев он закрыт.

Монашеское общежитие устроено так, что как только сёстры выходят из своих келий, они практически сразу попадают в храм, так как в коридорах на стенах росписи. Первый этаж посвящён житию Святителя Николая Чудотворца, второй – житию преподобного Серафима Саровского, третий этаж – преподобному Сергию Радонежскому.

На монастырском подворье в бывшем санатории «Солнечный» устроено хозяйство: 6 коров, 100 кур, пчелы. Летом приезжает много паломниц. Они трудятся на огороде, живут в гостинице при монастыре. Паломническая гостиница заняла здание столярной мастерской, которое в годы войны было отдано под госпиталь. Питание и проживание бесплатное, кто желает, может пожертвовать деньги в специальную кружку. Паломники приезжают сюда из разных городов, чтобы побыть в тишине, спокойно помолиться, получить душевное равновесие. Здесь рады всем, кто настроен на благочестивое поведение и посещение утренних и вечерних служб.

ТРОИЦК3.jpg

К православным праздникам сестры стараются заготовить побольше мыла. Его варят по собственным рецептам, с добавлением натуральных эфирных масел и отваров трав. Несколько сортов – «Шалфейное», «Розмариновое», «Оливковое», «Лавандовое» – отправляют в иконную лавку. Монастырское мыло любят паломники, оно прекрасно подходит для сувениров.

Троицк — это еще и духовный центр мусульман России и мира

Рассказывая о православных святынях, нельзя не упомянуть и о святынях мусульманских. Это очень важный и интересный пласт культуры, который нельзя упускать из виду.  Кстати, в Свердловской области есть даже свой буддийский монастырь. Но это уже несколько иная культура, хотя и не менее важная и интересная для познания. Но сегодня мы расскажем о другом.

к мусульманскому блоку Троицк_фото_Людмилы_Ковалевой (61).JPG

Троицк Челябинской области считается и духовным центром мусульман. При этом не только России, но и всего мира. Именно в Троицке совершенно не случайно ежегодно проходит Международная научно-практическая конференция «Расулевские чтения: ислам в истории и современной жизни России». Ведущие исламоведы и ученые со всего мира обсуждают современную ситуацию в мусульманском мире и духовное значение наследия выдающегося религиозного деятеля, педагога и просветителя Зайнуллы Расулева, в честь кого и названы чтения.

1536-1024 (9).jpg

Однако к самим чтениям и этому почитаемому педагогу мы вернемся чуть позже. Пока же обратим внимание вот на что. Почти каждый шестой житель Челябинской области относит себя к мусульманам. (Даже жители Свердловской области в проводимом «Губернией» опросе о сходстве и различие наших регионов обращали внимание на разнообразный национальный состав Южного Урала.) В Челябинской области 170 мечетей, 18 из них сейчас строятся. При этом нередко их возводят сами жители. И вот что важно: российскими экспертами именно Южный Урал признан самым стабильным регионом России с компактным проживанием мусульман. Почему так? На это вопрос духовный лидер мусульман УрФО Ринат Раев отвечает, что очень важны единство и вертикаль взаимоотношений между государственными и религиозными органами. Потому что многоначалие вносит полный хаос в деятельность религиозной организации.

— К примеру, в Свердловской области сегодня существует семь духовных управлений, 54 общины, из них 34 общины входят в наше духовное управление, остальные разобщены. Там свои эмиссары, которые несут чуждую идеологию. В Челябинской области не так: здесь мы работаем для общего дела, проповедуя традиционный ислам. Все межнациональные конфликты происходят по единым схемам, за ними стоят одни «кукловоды». Наша задача — совместно с органами государственной власти консолидировать общество, работать и сотрудничать во благо региона, района, города, их жителей, — говорит  главный муфтий УрФО Ринат хаджи-хазрат Раев.

1536-1024 (5).jpg

Если вернуться к «Расулевским чтениям», то чтобы вы понимали масштаб события, скажем только, что в «Расулевских чтениях» принимают участие верховный муфтий, председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Сафа Таджуддин, прямой потомок пророка Мухаммеда, профессор Булгарской исламской академии Абдурраззак Абдуррахман Ассаиди, а также другие мусульманские лидеры, ученые, представители органов власти, общественных, религиозных и национально-культурных организаций. Всего в этом году Троицк посетили гости из 23 стран.

1536-1024 (4).jpg

Сам же Зайнулла Расулев еще при жизни почитался святым. О великом ишане до сих пор ходят предания и легенды. Родился он в 1833 году в татарской деревне Шарипово (территория современного Башкортостана) в семье муллы. В родной деревне учился в медресе, духовное образование получил в Троицке. Там же по инициативе Зайнуллы Расулева в 1883 году появилось знаменитое на всю страну медресе «Расулия», которому вскоре суждено было стать центром духовного образования и религиозной жизни мусульман. 30 лет медресе возглавлял Зайнулла Расулев.

1536-1024.jpg

(Примечательно, что в медресе когда-то давно получил образование и его не менее известный сын Зайнуллы Расулева, Габдрахман Расулев, почти 14 лет возглавлявший ДУМЕС. Когда началась Великая Отечественная война, сын Зайнуллы, муфтий Габдрахман Расулев, объявил джихад против фашистской Германии. В то тяжелое время, когда рушились церкви и мечети, а священнослужителей репрессировали, верующие забыли обиду на государство и встали на защиту Отечества.  Габдрахман Расулев внес свои 50 тысяч рублей на строительство танковой колонны, за что получил через газету «Известия» благодарность лично от Сталина. Известным татарским писателем и ученым-ветеринаром стал и внук великого ишана, участник Великой Отечественной войны Атилла Кадирович Расулев, также родившийся в Троицке.)

Учебное заведение было закрыто в 1919 году. С 2014 года начали вести работы по его восстановлению. Сейчас оно вновь работает. В этом году на «Расулевских чтениях» отметили не только 190-летие со дня рождения Зайнуллы Расулева, но и 140-летие открытия медресе «Расулия». Кроме научной части, участники посетили мечеть и захоронение Зайнуллы Расулева.

Его могила уже много лет является своеобразной Меккой для всех, кто приезжает сюда за многие сотни километров, чтобы почтить память великого ишана, поклониться праху одного из последних шейхов суфийского братства Накшбандийа на территории Южного Урала. Существуют некоторые поверья, благодаря которым камни с могилы надо растолочь и выпить с водой. Это, надо сказать, заставило власти сделать для могилы ограждение.

+9689be36f54c23fa36c0efc1cc612bc5.jpg

Действующая сейчас Соборная мечеть, которая с 2008 года носит имя Зайнуллы Расулева, находится в Троицке по адресу ул. Октябрьская, 122. Памятник архитектуры. Построена на средства купца Гайсы Яушева в 1863–1864 годах. Имамами были отец и сыновья Рахманкуловы, а шейх Зайнулла Расулев часто проводил в ней пятничную проповедь. Сам Зайнулла Расулев был имамом пятой соборной мечети Троицка. Она называлась Амурская, или Расулевская. Это была деревянная мечеть в Заречной слободе, построенная в 1880–1883 годах на месте молельного дома на средства торговца Сейфуллы Габбасова и его сына Хабибуллы. Предназначалась для татар, поселившихся здесь в начале 1870-х годов. В 1884–1917 годах ее имамом был шейх Зайнулла Расулев, а в 1917–1936 — его сын Габдрахман Расулев. Этой деревянной мечети уже нет.

До 1917 года в Троицке вообще было семь мечетей: пять каменных и две деревянные. До нашего времени сохранилось четыре каменных здания, из которых не все используются по назначению как мечети. (А первая деревянная мечеть была построена в 1786–1789 годах по решению императрицы Екатерины II  в комплексе с медресе и Азиатским гостиным двором. Она тоже не сохранилась. Из истории известно, что мусульманская община в Троицке сложилась еще в XIX веке. Значительная часть мусульман была занята в торговле с Казахстаном и Средней Азией.)

медресе Троицк_фото_Людмилы_Ковалевой (56).JPG

Сейчас в Троицке советуем побывать еще в одной мечети — Гатауллы муллы. Находится она по адресу ул. Ленина, 117. Памятник культурного наследия России. Это каменная мечеть, построенная в 1894–1895 годах на средства купца Абдулвали Яушева. В начале 1990-х годов возвращена верующим.

О чем другие материалы проекта?

Материалы проекта «Челябинская и Свердловская области: чем похожи и чем отличаются» читайте на сайте gubernia74.ru в рубрике «Темы».

Во вводной статье мы рассказали о самом проекте, что послужило поводом для подготовки данной серии статей. Выяснили, есть ли у челябинцев и свердловчан региональная самоидентичность (челябинцы называют себя южноуральцами, а свердловчане среднеуральцами — нет), и близки ли они по ментальности. Называется материал «Челябинская и Свердловская области: чем похожи и чем отличаются» — к 90-летию регионов журналисты решили их сравнить».

Второй материал проекта назывался «Опрос показал, как жители Екатеринбурга относятся к челябинцам, а южноуральцы — к свердловчанам». Ответы получились очень интересными, но и показали, что, к сожалению, еще живы стереотипы, сложившиеся в старые времена.

В третьей статье шла речь, какие следы многовековой истории Урала можно обнаружить сегодня в регионах. «Есть ли альтернатива Аркаиму? Какие следы многовековой истории Урала можно обнаружить сегодня в Челябинской и Свердловской областях» — так назывался материал. Где прогуляться к дольменам, пройтись вдоль остатков бывших защитных валов по «улицам» древних городищ, отправиться к загадочным кругам или посетить «картинную галерею» древних художников?

Четвертый материал проекта «Где интереснее и доступнее природные достопримечательности — в Челябинской или Свердловской областях?» был посвящен нацпаркам, заповедникам, горам, лесам и озерам — природным памятникам. Где их больше, где они доступнее, где интереснее?

В пятой статье «Как набеги кочевников, Петр Первый и Демидовы повлияли на промышленность Челябинской и Свердловской областей» мы говорили про то, почему территориям была уготована роль стать промышленными, кто и что этому поспособствовали.

В шестом материале «От караванных путей до современных ярмарок: почему на гербе Челябинской области — верблюд, а Свердловской — соболь?» рассказали об аграрной сфере двух регионов, самых известных ярмарках и пересечении караванных путей на Урале. Почему на гербах соседних регионов изображены такие разные животные?

В седьмой статье «Наклонная башня и каменный кремль, Париж и Белый дом: что посмотреть в городах и районах Челябинской и Свердловской областей» шла речь о достопримечательностях малых городах двух регионов. Где — уголок Швейцарии, а где район ботанических памятников?

Восьмая статья «Челябинск и Екатеринбург: ищем самые интересные места, сходства и отличия» была посвящена двум столицам регионов. Похожи ли они? Чем интересны? Кто развивается быстрее? Есть ли между ними соперничество?

В девятом материале «Духовные центры Челябинской и Свердловской областей: Троицк и Верхотурье» поговорили о самых посещаемых и культовых местах Южного и Среднего Урала и почему в эти города едут паломники.

Десятый материал «Самые известные бренды Челябинской и Свердловской областей: от артистов, фестивалей и местных Арбатов до майонеза и макарон» посвятили узнаваемым не только на местном уровне, но и в стране и мире объектам, событиям и даже продукции регионов.

Поделиться

поделиться:

 

Возврат к списку