Вторник, 26 Октября 2021

ДАЙТЕ ЖАЛОБНУЮ КНИГУ!

06.11.2014 Корреспондент: 0

Только святые люди могут, питаясь духовной пищей, наполнять свое тело энергией. К сожалению, для остальных (коих большинство!) еда – основной строительный материал для организма. Но как при огромном разнообразии продуктов на прилавках магазинов понять, какой из них принесет вред, а какой – пользу. Просроченные товары, недостоверная информация на этикетке… какие еще препятствия ожидают потребителя на пути к покупке кондиционных продуктов? И главное – как мы можем реализовать свое право на качество, разбираемся с нашими экспертами.

Только святые люди могут, питаясь духовной пищей, наполнять свое тело энергией. К сожалению, для остальных (коих большинство!) еда – основной строительный материал для организма. Но как при огромном разнообразии продуктов на прилавках магазинов понять, какой из них принесет вред, а какой – пользу. Просроченные товары, недостоверная информация на этикетке… какие еще препятствия ожидают потребителя на пути к покупке кондиционных продуктов? И главное – как мы можем реализовать свое право на качество, разбираемся с нашими экспертами.

 

 

Магазин как читальный зал

 

 

 

 

Старший преподаватель Челябинского института Российского государственного торгово-экономического института, член региональной комиссии по качеству Людмила Софина.

 

– В чем вы видите первопричину ухудшения качества товаров на полках российских магазинов?

 

 

– Мы еще пожинаем плоды перестройки, в результате которой была порушена четкая система контроля за производством различных товаров. Вначале это было незаметно, потому что страна испытывала товарный дефицит, не важно было, какого качества продукты покупать, нужно было хоть что-то приобрести. Сегодня же в условиях насыщенного ассортимента товаров следить за качеством уже не так просто.

 

 

Еще одна проблема заключается в том, что на торговых предприятиях не хватает специалистов, которые могли бы профессионально заниматься качеством товаров. Какое-то время в середине 90-х товароведов просто не готовили, а сегодня другая проблема – в обучающих программах предусмотрено очень мало часов на стажировку.

 

 

– А потребитель вообще сегодня защищен от некачественных товаров?

 

 

– С 1992 года у нас работает Закон о защите прав потребителей, этим документом предусмотрено многое. Нужно, чтобы закон исполняли (ответственность производителя) и знали (потребительская грамотность). Вместе с тем нельзя не отметить, что с принятием закона улучшилось информирование потребителей, сегодня магазины напоминают читальный зал, покупатель может прочитать на маркировке все о товаре. Но не у всех хватает времени и желания это сделать!

 

 

Порой также наши покупатели сами не хотят обращаться с жалобами, если, например, купили просроченный товар. Не хочется ходить, что-то доказывать, проще выбросить продукт – и все, а потом человек идет и вновь покупает аналогичный товар! Если у вас нет времени составлять обращение, то мой вам совет – оставьте хотя бы отзыв в жалобной книге! Они есть в каждом магазине, но о них почему-то забыли.

 

 

Кстати, хочется сказать, что сегодня крупные торговые сети учатся работать с потребителем. Они понимают, что лучше принять претензию и исправить ситуацию, чем ждать, пока потребитель обратится в приемную президента.

 

 

 

 

 

Права есть, нужно их реализовывать

 

 

 

 

 

Главный специалист-эксперт отдела надзора по гигиене питания Управления Роспотребнадзора по Челябинской области Линиза Щукина.

 

 

 

 

 

– Что можно сказать о качестве товаров, которые покупают южноуральцы?

 

 

– Сегодня мы наблюдаем резкое увеличение количества жалоб на качество товаров. Жалуются как на продукцию общепита, ведь мы, приходя в кафе, ресторан, также являемся потребителями только услуг общественного питания, так и на товары из розничных сетей. Причем большая часть обращений поступает в адрес продуктов, реализуемых в магазинах.

 

 

– В чем основные причины того, что количество обращений возросло за последние годы?

 

 

– Одной из причин, вероятно, можно назвать сокращение проверок на предприятиях. С введением федерального закона № 294-ФЗ о защите прав индивидуальных предпринимателей кратность проверок нашим ведомством существенно снизилась. Плановую проверку можно провести только через три года с момента  создания предприятия, и далее раз в три года. Плановые проверки мы составляем на год вперед, вся информация есть на сайте, каждый предприниматель заранее знает, когда к нему придут, а когда можно расслабиться!

 

 

 

Теперь ответственность за качество продуктов лежит только на производителях и всех предпринимателях, участвующих в обороте товара – это и хранение, и транспортировка, и реализация. Очень много жалоб поступает именно в адрес тех, кто занимается доставкой, хранением и продажей товара. Например, в процессе доставки товара до магазина его не так везли и повредили упаковку, или в самом магазине его неправильно хранили, и продукт испортился.

 

 

– Как может потребитель повлиять на эту ситуацию?

 

 

– Своей активной позицией. Жалобы от покупателей могут стать одной из причин внеплановой проверки предприятия, магазина. Но бывает так, что потребитель обнаружил некачественный товар, а пока мы придем с проверкой, руководство магазина все исправило уже, доказательств нет. К тому же жалоб поступает очень много, а сотрудников, занимающихся рассмотрением обращений, катастрофически мало. Поэтому очень важно, чтобы потребитель научился реализовывать свои права на месте. Сегодня создана и действует эффективная законодательная база, обеспечивающая защиту прав и интересов потребителей. Нужно только знать, как ею пользоваться. 

 

 

   

 

 

Этикетка – основное средство информации о товаре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что должно быть написано на этикетке?

 

 

• Наименование товара

 

 

• Производитель

 

 

• Дата изготовления (обратить внимание! Бывают случаи, когда сотрудники магазинов переклеивают старую дату новой, чтобы продать просроченный товар)

 

 

• Срок годности

 

 

• Условия хранения

 

 

• Пищевая ценность

 

 

• Цена товара

 

 

 

 

 

Советы специалистов!

 

 

Если на этикетке нет необходимой информации, потребитель вправе требовать убрать такой товар из зала. Помните, что отсутствие полного перечня состава продуктов на этикетке может привести к тяжелым последствиям. Например, производитель не включил в перечень состава один из продуктов, но именно на него у некоего потребителя аллергия. Итог после такой покупки может быть очень печальным.

 

 

Если продукт весовой (конфеты, фасованный сыр и пр.), покупатель также вправе узнать, что входит в состав продукта. По закону потребитель вправе получить полную и достоверную информацию о покупаемом товаре. Сведения должны находиться в торговом зале, продавцы обязаны предоставить их по первому требованию покупателя. Как правило, продавцы знают об этом, даже заранее вырезают с общих коробок с поставками товара необходимую информацию с составом продукта. Однако сами покупатели не всегда осведомлены о своих правах, уходят домой с «котом в мешке».

 

 

Это же правило касается салатов на развес, полная информация о составе таких блюд, сроке годности имеется у продавцов. Смело требуйте!

 

 

 

 

 

Куда обращаться?

 

 

Если потребитель обнаружил какие-либо недостатки товара и на месте решить проблему не удалось, или ситуация настолько серьезна, что требует вмешательства закона, то потребитель всегда вправе написать жалобу.

 

 

По закону можно обратиться с претензией непосредственно к предприятию, где приобретен товар, либо в Роспотребнадзор. Закон не регламентирует порядок обращения в ту или иную организацию, можно разом послать жалобы и к руководству магазина или же  поставщика продукции, и в Роспотребнадзор.

 

 

Что касается госструктуры, то сегодня не обязательно приносить письменное обращение, на сайте Роспотребнадзора 74.rospotrebnadzor.ru можно оформить претензию в электронном виде. Анонимные жалобы не принимаются! Необходимо оставить свои данные, контактный телефон, как можно подробнее описать проблему, указать факты нарушения. Заявление регистрируется, и по закону в течение 30 дней специалисты ведомства обязаны дать ответ на обращение. 

 

 

 

 

 

Кстати! Обратиться в Роспотребнадзор можно и в том случае, если производитель товара вводит потребителя в заблуждение. Например, на этикетке во весь рост продукта написали «Сделано по ГОСТу», уже мелким шрифтом указано, что товар изготовлен по ТУ. Или другой пример, название напитка «Медовый квас», но читаем состав, а там ни кваса, это квасной напиток, ни меда, только медовый вкус. Если вы считаете, что вас таким образом вводят в заблуждение, иными словами обманывают, – пишите обращение. Это ваше право.

 

 

 

 

 

Эксперты уверены, что заставить производителей и всех причастных к реализации продукта бизнесменов работать по совести – задача каждого из нас. Одними проверками ситуацию не исправить. Перво-наперво следует внимательно прочитать закон о правах потребителя, в магазине быть внимательным, читать информацию на этикетках. Конечно, не нужно скандалить, что называется, качать свои права, вежливостью можно решить намного больше! Но если с вами совсем не хотят общаться по-человечески, пишите жалобу!

 

 

 

 

 

 

Екатерина САЛАХОВА

 

 

 

 

 

 

 

Другие материалы рубрики
17:27 На Южном Урале продолжаются масочные рейды

Масочный режим в Челябинской области все еще действует

16:11 В Миассе заменят полуразрушенные остановочные павильоны

12 остановок на гостевом маршруте станут красивыми и удобными

15:03 Голосуй за вкус: южноуральцы могут поддержать южноуральские продукты на национальном конкурсе

Принять участие в конкурсе региональных брендов продуктов питания можно до 7 ноября

Возврат к списку