Пятница, 26 Апреля 2024

Нельзя пренебрегать насущным

22.09.2010 Корреспондент: 0

Южный Урал превращается в Мексику?

Нынешнее лето оказалось аномальным: жара и засуха полностью перевернули климатические представления о регионе. Крестьянам пришлось нелегко. Большая часть посевов выгорела.

Сейчас многие южноуральцы гадают, что мы будем кушать и по какой цене? Не приведет ли нас засуха к продовольственному кризису? И главное, кто на этом наживется, труженик или перекупщик? Все эти «неудобные» вопросы мы задали министру сельского хозяйства Челябинской области Ивану Феклину. Министр заверил: голода не будет! А засуха – это не только бедствие, но и урок тем, кто привык пренебрежительно относиться к сельскому хозяйству.

– Иван Евгеньевич, каковы виды на урожай?

– Область в этом году соберёт зерна в три раза меньше, чем в благоприятные годы – всего 550 тыс. тонн. Наши потребности в продовольственном и в фуражном зерне гораздо выше. Поэтому сразу после того, как стали очевидны размеры бедствия, а такую жестокую засуху по-другому и не назовёшь, мы направили заявку в интервенционный фонд на приобретение 1 млн. тонн зерна для области.

Интервенционный фонд выполняет роль стратегического запаса, и на рынок поступит только в крайнем случае. Честно говоря, если бы такая ситуация сложилась лет пятнадцать назад, потребителям пришлось бы туго. Но сегодня производители хлеба, других продуктов из зерна и круп сами заинтересованы в обеспечении производства сырьём, поэтому они активно закупают зерно, создают запасы. В этом году высокие урожаи зерновых в Ставропольском, Краснодарском краях, в Республике Алтай. Фуражное зерно мы закупаем в Тюменской и в Курганской областях, они могут продать 200-250 тыс. тонн фуража. Поэтому могу смело сказать, что голода не будет.

– Цены уже выросли на гречку, на картошку. Не спровоцирует ли это продовольственный кризис?

– Нет, гречки в стране достаточно. Кстати, наши переработчики – «Макфа», «Ресурс» (это увельская гречка), «Союзпищепром» – намерены в этом году произвести и поставить на рынок более 18 тыс. тонн гречневой крупы, это на 25% больше, чем в прошлом году. А всё население области потребляет где-то около 6 тыс. тонн гречки в год. Остальное вывозится. Другое дело, что они сегодня работают на закупном сырье. Отсюда цены. В чём-то схожая ситуация с картофелем. В наших коллективных хозяйствах урожай будет ниже – мы соберём порядка 72 тыс. тонн картофеля. Это для больниц, приютов, школ, в первую очередь, но и на рынок привезём. Что касается разговоров о продовольственном кризисе, по-моему, это только примета ажиотажного спроса. Готовы нам продать картофель и в других областях, например, свердловчане. Их засуха не задела так сильно.

Перерабатывающая промышленность в регионе мощная. Мы не только себя кормим, но и вывозим часть продукции за пределы области в виде муки, круп, макаронных изделий, в пересчёте на зерно это 500 тыс. тонн.

– Выиграет ли от высоких цен на продукцию крестьянин? Или опять все деньги уйдут в карман посредников и торговых сетей?

– Меня как министра не может не радовать повышение цен на зерно. Согласитесь, никто не торгует своей продукцией себе в убыток, кроме крестьянина. В прошлом году на каждый килограмм молока мы получили 20 копеек убытков, а зерно упало в цене в два с лишним раза! За счёт рентабельности зерна раньше удавалось хоть какую-то финансовую стабильность сохранять нашим хозяйствам. Мы всегда говорим о том, что сельское хозяйство очень медленно становится эффективным, а как это сделать, если нет прибыли?! Я надеюсь, что нынешняя засуха покажет, как важно быть независимыми в обеспечении продовольствием. Да и переработчики, возможно, будут по-другому относиться к развитию собственной сырьевой базы, больше вкладывать инвестиций. Мне кажется, пока рано говорить, кто получит больше денег, наверное, всё-таки это будет торговля. Но, я думаю, урок понятен – нельзя пренебрегать самым насущным.

– Как обстоят дела с кормами? Что будет с областным молочным стадом?

– С кормами ситуация поправилась немного после дождей. Некоторые посевы в ряде южных районов зазеленели и может быть на них второй колос появится. Хозяйства ждут, не молотят поля, уборка встала. Такая ситуация скорее подходит для Мексики, чем для нас: там собирают два урожая за год. Но такое зерно пойдёт только на фураж.

Активно идёт уборка силосных культур. Каждая тонна этого сочного корма зимой будет на вес золота. Всего нам надо заготовить 16 центнеров кормовых единиц различных кормов на одну условную голову скота – это необходимый минимум, чтобы сохранить поголовье, и молочное, и мясное. Многие хозяйства уже заготовили этот объём. Уже есть районы,  которые имеют более 20 центнеров – Агаповский, Верхнеуральский, Пластовский. Но есть районы и хозяйства, в которых не хватает кормов, они на особом контроле. Кроме того, в настоящее время сельхозтоваропроизводители девяти наиболее пострадавших южных районов осваивают 300 млн. рублей субсидий из областного бюджета, которые как раз направлены на заготовку кормов. Эти субсидии покрывают часть расходов на заготовку, приобретение и транспортировку кормов.

Виктор Хасаншин

 

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
10:13 Врач из Челябинска уехала работать в малый город и получила квартиру и миллион рублей

Специалист Ольга Табынщикова воспользовалась программой «Земский доктор» и  отправилась оказывать медицинскую помощь в Чебаркуль. Штат местной больницы пополнился врачом клинической лабораторной диагностики.

08:59 Минута на сборы и тушение пожара: журналисты челябинской «Губернии» на один день переквалифицировались в пожарных

Запрашивать оперативные комментарии МЧС, уточнять подробности пожаров, наличие и количество жертв и пострадавших — обычная и привычная работа для журналистов. Но, чтобы по-настоящему понимать тему своих репортажей, важно погружение в нее, что называется, с головой. Так рассудили в пресс-службе областного управления МЧС и предложили акулам пера на себе опробовать профессию пожарного. «Губерния» узнала, как посвящают в пожарные, почему боевую одежду выворачивают наизнанку во время подготовки к выездам, сколько весит вся амуниция, а также чем занимаются огнеборцы, если нет вызовов. Журналистам пришлось самим надевать боевую одежду, подавать ствол с напором воды и даже тушить настоящий пожар.

18:20 Гости стенда Челябинской области на ВДНХ побывают в настоящей уральской тайге

После обновления стенда Челябинской области на международной выставке-форуме «Россия» полюбившиеся многим качели приобрели больший интерактивный эффект. Теперь гости смогут побывать в национальных парках Южного Урала, полюбоваться рассветами в туманном лесу. А в природной фотозоне началось настоящее лето, наполненное солнцем, цветами и красотой лесных полян.

Возврат к списку