Суббота, 11 Мая 2024

МАЛЫЙ малый бизнес

29.01.2015 Корреспондент: 0

«Поддержи местного производителя!» Сегодня такой патриотический призыв звучит буквально отовсюду.

«Поддержи местного производителя!» Сегодня такой патриотический призыв звучит буквально отовсюду. Однако большинство южноуральцев итак предпочитает местную продукцию импортной. В первую очередь это касается так называемой скоропортящейся продукции – молока, хлеба. Так кому же действительно нужна помощь?

Надо улучшать качество

Напомним, некоторое время назад состоялось совещание под председательством губернатора Бориса Дубровского с руководителями крупнейших торговых сетей, представленных на рынке Челябинской области. Как рассказал заместитель министра сельского хозяйства Челябинской области Александр Раевский, на встрече были высказаны мысли о том, что в условиях экономических санкций сети должны расширять присутствие местных сельхозпроизводителей на прилавках своих магазинов, торговые наценки не должны быть завышены. Кроме того требования к поставщикам должны быть адаптированы к местным условиям, чтобы мелкие сельхозпроизводители могли зайти в сеть, им не должно создаваться никаких препон. При этом цены при вхождении местных производителей должны выгодно отличаться от цен привозных товаров. По мнению замминистра, такие скоординированные действия представителей бизнеса и власти в конечном итоге позволят сдержать рост цен.

Однако, по словам руководителя Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области Анны Козловой, в торговых сетях достаточно широко представлены местные продукты. Говорить о том, что кто-то мешает вхождению южноуральских производителей в магазины, не приходится. «К нам не было ни одного обращения по факту того, что какая-то торговая сеть препятствовала нашему товаропроизводителю, навязывала какие-то невыгодные условия договора, нарушала торговое законодательство о торговле. Можно вспомнить только «Алтайскую крупу», обращения от них были по всей России, их неохотно брали в торговые сети», – рассказывает Анна Козлова.

По ее мнению, если покупатель отдает предпочтение товару из другого региона, это говорит о том, что он для него привлекательнее, чем местный, поэтому региональным производителям нужно наращивать конкурентоспособность.

Слишком маленький объем

А вот кому действительно сложно попасть в сети – это индивидуальным предпринимателям, у которых совсем небольшие производства. Дина Муратова из села Кундравы рассказывает, что когда она пыталась предложить свою продукцию в сети, то ей выставили большой список требований. Предприятие Дины Муратовой занимается производством пельменей, вареников, полуфабрикатов и выпечки.

«У нас нет опыта работы с сетями. Сколько бы мы не пытались продвинуться, у нас не получается. Нас сразу же переадресуют не к живому человеку, а на электронный адрес, куда требуется прислать коммерческое предложение, фотографии готовых изделий, затем просят предоставить дегустационный материал.

Мы выпускаем за одну смену 500 килограммов продукции, это небольшой объем, который крупные торговые сети не устраивает. Им необходимы поставки на всю сеть, а у нас нет возможностей ее обслуживать. Сегодня у нас полный склад продукции, – рассказывает предпринимательница. – Кроме того, сети просят скидки, а для маленького производителя это невыгодно, такие бонусы подрывают нашу экономику, мы не можем дать эту скидку по цене».

В итоге предприниматель решила, что реализовать продукцию будет легче собственными силами. Сегодня уже арендовано 70 квадратных метров под магазин в Чебаркуле, в перспективе планируется создание своей торговой сети.

Есть ли выход?

Небольшим предприятиям сложнее заходить в сеть, соглашается Александр Раевский. Решением, по его мнению, может стать объединение нескольких небольших предприятий, чтобы уже с большим объемом войти в сеть.

Правда такой способ вхождения в крупные сети Дине Муратовой, как честному производителю не подходит, и она объясняет почему: «Я не могу отвечать за качество другого производителя, а если мы подписываемся вместе за поставку, и вдруг кто-то подведет, автоматически и нас занесут в черный список».

Еще один вариант – ориентироваться на сотрудничество не с крупными федеральными сетями, а с небольшими, местными. Там не нужны большие поставки. «У нас в Челябинской области есть свои сети, которые могут формировать свою политику по-другому, имеют возможность предложить какие-то льготные условия вхождения; можно договориться об организации своих фирменных отделах в магазинах шаговой доступности», – рассуждает Анна Козлова.

По словам Дины Муратовой, огромным подспорьем для малых предпринимателей становятся продовольственные ярмарки. Это хороший способ продать продукцию и повысить узнаваемость своего товара. Только вот не все они бесплатные. «Мы хорошо поторговали на ярмарке на Николу зимнего, организованной министерствами культуры и сельского хозяйства. Для нас участие было бесплатным. Другие крупные ярмарки, которые проходят в выставочных центрах, уже за деньги. Например, перед Новым годом мы участвовали в ярмарке в ДС «Юность» в Челябинске, за аренду места отдали восемь тысяч рублей, а наторговали всего на сорок. Для нас это было не очень выгодно. Нам же ехать туда надо, везти продукцию, это тоже затраты». Дина Муратова рассказала об опыте Казани, где создан Агропромпарк для фермеров, в котором организованы производственные площадки, фермеры могут брать их в аренду, там же производить товар и продавать, есть даже склады для продукции. Чебаркульский предприниматель понимает, что для областного бюджета это большие деньги – содержать такой комплекс, в Казанский Агропромпарк вложены колоссальные деньги. Однако Дина Муратова все же мечтает о пока что несбыточном: «Было бы здорово, если бы бесплатные ярмарки устраивались каждые выходные!» Пока же в области организуют только сезонные бесплатные ярмарки, так называемые «продажи с машин». По распоряжению губернатора, их количество было увеличено. За прошлый год появилось 161 новое торговое место. По словам Александра Раевского, такие сезонные продажи помогают снять ценовое напряжение для граждан, позволяют купить качественную продукцию по адекватным ценам.


Екатерина САЛАХОВА

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
20:35 В Челябинске полицейские за один день оформили паспорт участнику спецоперации

Челябинец вернулся в город в краткосрочный отпуск. Паспорт ему нужно было поменять, поскольку недавно он отметил 45-летие.

19:55 В Миассе открыли новый памятник, посвященный защитникам Отечества

Монумент установлен благодаря общим усилиям общественников, меценатов, участников боевых действий и местных депутатов

19:29 Алексей Текслер отметил, что Россия не позволит никому переписать историю

На концерте, посвященном празднованию Дня Победы, глава региона обратил внимание: сейчас недружественные страны пытаются преуменьшить роль нашей страны в борьбе с нацизмом в годы Великой Отечественной войны. Но эти попытки безуспешны. И доказательство тому – героизм участников спецоперации. Они – прямые наследники поколения победителей, а значит, как их деды и прадеды, сумеют отстоять и защитить Родину.

Возврат к списку