Понедельник, 6 Мая 2024

Спасибо вам, учителя–юбиляры!

10.08.2011 Корреспондент: Колос

В 2010 году отметили свое восьмидесятилетие бывшие учителя Уйской средней школы А. Д. Лобанова и З. П. Гайдукова–Переладова. А К. Ф. Новикова встретила 85–летний юбилей. В нынешнем году 85 лет исполнилось учителю черчения и рисования Александру Николаевичу Демину. Выражу общее мнение всех учеников, которые учились у этих прекрасных учителей, если скажу, что встреча и взаимодействие с такими людьми для нас является счастливым периодом жизни. Они сыграли большую роль в нашей судьбе. Например, я стал учителем физики благодаря З. П. Гайдуковой–Переладовой.\
\

Спасибо вам, учителя–юбиляры!

 

«Хорошие учителя создают хороших учеников».

М. В. Остроградский.

В 2010 году отметили свое восьмидесятилетие бывшие учителя Уйской средней школы А. Д. Лобанова и З. П. Гайдукова–Переладова. А К. Ф. Новикова встретила 85–летний юбилей. В нынешнем году 85 лет исполнилось учителю черчения и рисования Александру Николаевичу Демину. Выражу общее мнение всех учеников, которые учились у этих прекрасных учителей, если скажу, что встреча и взаимодействие с такими людьми для нас является счастливым периодом жизни. Они сыграли большую роль в нашей судьбе. Например, я стал учителем физики благодаря З. П. Гайдуковой–Переладовой.

В 1957 году материальная база школы по физике была очень бедной, поэтому учителя объясняли многие явления по картинкам. На одном из уроков Зоя Павловна предложила мне и моему соседу по парте Юрию Лахтачеву изготовить самодельный электродвигатель. Мы с удовольствием взялись за дело и через несколько дней продемонстрировали на уроке свою модель в действии, чем вызвали восторг одноклассников. Учительница поблагодарила нас и сделала своими помощниками. Мы очень сожалели, что через год Зоя Павловна уехала из нашего села вслед за мужем. После этого у нас в 9–10 классах сменилось четыре учителя физики, что отрицательно сказалось на подготовке по предмету.

Алевтина Дмитриевна Лобанова преподавала у нас в 8–9 классах русский язык и литературу. На ее уроках было очень интересно, так как учебный материал она пропускала через свое сердце. За сочинения я у нее получал всегда «4» и «5». Когда у меня были разногласия в тех или иных поправках учителя, то Алевтина Дмитриевна всегда терпеливо разъясняла причину исправления. А вот когда она уехала, то с новой учительницей отношения испортились. В одном из первых сочинений она неправильно посчитала мне три орфографических ошибки и снизила оценку до тройки. Когда я подошел к ней и сказал, что исправление неверное, учительница ничего не возразила, но при этом ее лицо вспыхнуло красным огнем. Оценку она не исправила, но зато в очередных сочинениях мои оценки были не выше тройки. Ошибок в них не было, но была резолюция учителя: «Мало Горького!», «Мало Маяковского!». Такой подход учителя привел к тому, что мой интерес к ее урокам, к предмету снизился до самой низкой точки.

В восьмидесятых годах 20 столетия большое внимание средствами массовой информации было уделено учителям–новаторам, которые, якобы, основали педагогику сотрудничества. Я должен отметить, что сотрудничество как таковое проявлялось в педагогической деятельности многих учителей, которые работали раньше учителей–новаторов. Заслуга последних состоит в том, что они сформулировали это направление педагогической деятельности.

Сотрудничество проявлялось в те времена у многих учителей, в том числе у учителей трудового обучения и физической культуры. Я благодарен судьбе за то, что она свела меня с такими учителями, как Павел Станиславович Боринский и Иван Григорьевич Тихонов. Оба они не имели высшего образования, но были педагогами от природы. Они не ограничивались только проведением уроков. На их спортивных секциях с удовольствием занимались как юноши, так и девушки. Эти занятия были даже на квартирах учителей. Так, в 1959 году в домашней мастерской И. Г. Тихонова мы обстрогали с ним для меня прогулочные лыжи, превратив их в беговые. На них я впервые выиграл чемпионат района по лыжным гонкам на 10 км, который в то время проводился вместе со взрослыми.

Оба учителя были душой коллектива. Их музыкальные способности позволяли также активно участвовать в художественной самодеятельности и защищали честь школы. П. С. Боринский хорошо играл на баяне, а И. Г. Тихонов — на гармошке и мандолине. Их дуэт пользовался большой популярностью. Очень часто уроки физкультуры они проводили под музыку, аккомпанируя на баяне или на гармони.

Хорошие воспоминания остались о Клавдии Федоровне Задоркиной–Новиковой. У нас она очень интересно преподавала биологию. Всегда стремилась связать изучаемый материал с жизнью, показать его практическое применение. Благодаря ее урокам я подкармливал бабушкины огурцы органикой, что позволило получать хороший урожай и исключить пожелтение листьев и плетей. Находясь в полях и лесах, я внимательно рассматривал растения, используя сведения учителя о них, полученные на уроках. Однажды мне удалось найти «особый папоротник», у которого на нижних сторонах листьев были споры. Клавдия Федоровна заинтересовалась находкой и поблагодарила меня за нее.

Особое место в моей жизни занимает мой бывший учитель черчения и рисования Александр Николаевич Демин. У нас он с 1958 года преподавал черчение и вел кружок изобразительного искусства. Места в школе для занятий не было, поэтому мы занимались в помещении районного краеведческого музея. Состоял кружок из трех человек: Володя Невский, Ваня Патюков и я. Летом и осенью мы неоднократно ездили на школьном грузовике по красивым местам района и писали этюды с натуры. Мы очень часто бывали в квартире А. Н. Демина, знакомились с его домашней мастерской. Нас всегда радушно встречала Фаина Кирилловна, жена Александра Николаевича, хотя квартира была тесной. В ней они проживали с тремя детьми. Фаина Кирилловна была, к тому же, учителем русского языка и литературы, а это значит, что дома у нее всегда было несколько стопок тетрадей, которые нужно было своевременно проверить. До гостей ли ей было? Но она никогда нас не отпускала, не напоив чаем. Из всех учеников А. Н. Демина более десяти человек стали художниками, то есть пошли по стопам учителя. Среди них хорошо известные в нашем районе члены Союза художников России С. А. Микулич, В. Н. Соловьев; самодеятельные художники А. Н. Мещеряков, А. Б. Густов, В. Л. Таборских. Наша тройка слишком поздно пришла к А. Н. Демину, поэтому художниками из нас не стал никто. Но все трое мы навсегда прикипели к изобразительному искусству. Я с большим интересом посещаю выставки художников. Бывая в Москве и Ленинграде, старался посетить Третьяковскую галерею, Эрмитаж. Я горячо поддержал идею А. Н. Демина о создании картинной галереи в Уйской средней школе. В ее осуществлении большую помощь оказал бывший заместитель главы Уйского муниципального района К. А. Демидюк. Огромную работу по созданию картинной галереи проделал В. Л. Таборских, который был назначен мною экскурсоводом. Он хорошо разбирается в жанрах изобразительного искусства и для разных категорий экскурсантов очень интересно представлял работы художников–дарителей.

А. Н. Демин — это не только учитель и художник, но и эталон для подражания. В 80 лет он перестал различать цвета. Другой бы на его месте оставил изобразительную деятельность, а он продолжил творчество карандашом и углем, то есть от живописи перешел к графике. В 85 лет он снова организовывает юбилейную выставку своих работ.

Если я благодаря А. Н. Демину стал любителем изобразительного искусства, то мой одноклассник и друг Иван Прокопьевич Патюков живет искусством, хотя после второго курса пединститута, куда мы вместе поступали и где вместе посещали изостудию при Дворце пионеров и школьников им. Н. К Крупской, он перевелся в политехнический институт, стал инженером, кандидатом технических наук, но связь с живописью не утратил. В этом прямая заслуга нашего учителя А. Н. Демина, с которым Ваня Патюков поддерживает более тесные связи, чем я. Он постоянно интересуется творчеством А. Н. Демина. На 80–летний юбилей он подарил ему раму для картины, на которой изображен пейзаж одного из красивейших мест Уйского района.

И. П. Патюков известен многим художникам России благодаря умению хорошо выполнять рамы для картин. Примером может служить фотография, где он запечатлен с мастером графики–художницей из Казани и членом Петровской академии, членом союза художников России, донским казаком подъесаулом С. В. Морозовым. Они сфотографированы на фоне картины С. В. Морозова, раму к которой изготовил И. П. Патюков.

Мы с Ваней Патюковым ежегодно встречаемся у меня дома. Нас интересуют разные проблемы. Но какую бы из них мы не обсуждали, мы в первую очередь вспоминаем наши школьные годы, своих одноклассников, своих учителей. Здесь очень важно подчеркнуть, что мой друг очень давно является гражданином города Санкт–Петербурга, вращается в интересных кругах, но его всегда интересуют события, происходящие в районе, ему дороги те люди, с которыми он учился в школе, и те учителя, которые дали ему путевку в жизнь. Именно такие качества я стремился воспитывать у своих учеников, используя примеры из жизни таких выпускников Уйской средней школы, как кавалера трех орденов «Славы» А. Т. Когутенко, четырехкратного олимпийского чемпиона по биатлону А. И. Тихонова, победителя международного турнира по классической борьбе на приз Ивана Поддубного А. П. Кочнева и многих других выпускников. Среди них не последнее место занимает мой друг Иван Патюков, мои одноклассники: Саша Выдрин, Лида Маслова, Маша Свистунова, Аля Булдакова, Зина Ботова, Женя Никитина, Дима Захаров, Паша Яковлев и др. Кроме того, следует отметить тех, кто закончил школу раньше нас. Это Н. Г. Долгополова–Каюкова, много лет проработавшая директором школы в г. Челябинске. Благодаря учителям–юбилярам стали отличными педагогами Н. М. Ярина–Осипова, Н. А. Ткачук–Подрядова. Всех их объединяет любовь к своей малой родине, преданность делу воспитания детей. А воспитали в них эти качества учителя Уйской средней школы. За то, что мы состоялись как личности, большое вам спасибо, наши любимые юбиляры!

А. К. Рябинин,

выпускник Уйской средней школы 1959 года, заслуженный учитель школы РСФСР.

 

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
14:05 Самая длинная Георгиевская лента и игра «По всем фронтам»: как в Челябинской области готовятся отметить 9 Мая

Во всех городах, округах и районах Челябинской области уже началась подготовка к празднованию 79-й годовщины победы в Великой Отечественной войне. «Губерния» узнала, как отпразднуют 9 Мая в Челябинской области в 2024 году.

19:06 Вспоминаем смерч «Горыныч» и визит Юрия Левитана на Южный Урал: календарь знаменательных дат на май

В мае 2024 года исполняется 85 лет Магнитогорской государственной консерватории, 95 лет со дня пуска водопровода в Златоусте и 15 лет со дня открытия пещерного комплекса «Баландинский» в Сосновском районе; свои юбилеи отметят артист Борис Петров и художница Людмила Костина.
Об этих и других юбилеях, а также важных и интересных событиях в истории Южного Урала «Губерния» рассказывает в газете и на сайте с помощью «Календаря знаменательных и памятных дат», подготовленного Челябинской областной научной библиотекой.

17:56 В оленьей семье, которая живет в челябинском зоопарке, прибавление

26 апреля у самки Маковки появился малыш. Олененок еще совсем маленький, но уже играет с мамой в догонялки.

Возврат к списку