10 ноября губернатору Борису Дубровскому представили итоги социально-экономического развития Челябинской области за девять месяцев текущего года по ведущим отраслями. Насколько озвученные цифры соответствуют показателям, заложенным в Стратегии развития Южного Урала до 2020 года, наша редакция обратилась за разъяснениями к экспертам в Академию народного хозяйства.
10 ноября губернатору Борису Дубровскому представили итоги социально-экономического развития Челябинской области за девять месяцев текущего года по ведущим отраслями. Насколько озвученные цифры соответствуют показателям, заложенным в Стратегии развития Южного Урала до 2020 года, наша редакция обратилась за разъяснениями к экспертам в Академию народного хозяйства.
На вопросы нам ответил заместитель директора по развитию Челябинского филиала РАНХиГС, к. т. н., профессор, член Экспертного совета при Правительстве Челябинской области, Олег Иванов.
– Олег Петрович, как вы считаете, насколько озвученные на совещании цифры соответствуют показателям, заложенным в Стратегии развития Южного Урала до 2020 года?
– Если оценивать итоги социально-экономического развития Челябинской области за 9 месяцев текущего года по такому интегральному показателю как валовый региональный продукт, то рост ВРП нашей области 100,7 % близок к показателю роста ВВП по России в целом 100,8 %, а ожидаемая величина ВРП в 2014 г. составит 958 млрд. руб. По прогнозам минэкономразвития плановый индекс ВРП области должен быть равен 101,7 – 103,3 % (по двум сценариям).
Сопоставлять фактически достигнутые результаты развития региона с заложенными в Стратегии 2020 вряд ли имеет смысл по двум причинам.
Во-первых, год еще не закончился и для каких-либо итоговых выводов нужно немного подождать. Во-вторых, Стратегия 2020, об этом уже много говорилось, к сожалению, не содержит серьезного анализа тенденций изменений внешней для региона среды в рассматриваемом временном горизонте. Соответственно, Стратегия 2020 не в полной мере учитывает то, что происходит в макроэкономике, как на федеральном, так и на мировом уровне, новых политических коллизий и т. д. А они, эти изменения, произошли. И очень серьезные. В реальной жизни не все плановые показатели Стратегии 2020 в редакции 2014 г. могут быть адекватными ориентирами уже сегодня, хотя часть из них достигнута.
– Главной целью в «Стратегии-2020» сам глава Челябинской области считает повышение уровня жизни и благосостояния южноуральцев. Как вы считаете, стали ли богаче жители региона?
– Что касается улучшения жизни южноуральцев. О том, что происходит в этом направлении свидетельствуют цифры: уровень инфляции резко вырос и ожидается, что он по России превысит в годовом исчислении 9 % при этом начисленная заработная плата по итогам 9-ти месяцев выросла на 7,5 %. Соответственно повел себя и розничный оборот торговли – он составил 97,5 % от прошлогодних первых 9-ти месяцев. Реальные располагаемые денежные доходы населения в аналогичном сопоставлении составляют 97,4 %. Поэтому говорить о повышении уровня жизни и благосостояния южноуральцев пока нет оснований. Однако мы все должны понимать, что основной дестабилизирующий фактор сегодня находится во внешней среде. И в этой ситуации наша региональная стратегия в значительной мере будет иметь адаптационный характер.
– Итоги года под управлением Дубровского, насколько прогнозируемы или неординарны результаты. Подстегнул ли новый глава развитие в регионе в сравнении с прошлым годом?
– Работа Дубровского в качестве губернатора региона началась и проходит в неблагоприятной макроэкономической среде, в условиях обострения внешнеполитических отношений России со странами Запада. Говорить о каком-либо взлете параметров социально-экономического развития региона вряд ли разумно. Тем не менее, можно считать хорошим результатом то, что мы в этих сложных условиях имеем по итогам первых 9-ти месяцев.
Вот факты. Индекс промышленного производства: Челябинская область – 102,4 %, Свердловская область – 98,7 %, Россия – 101,5 %. Продукция сельского хозяйства: Челябинская область – 105,9 %, Свердловская область – 102,9 %, Россия – 107,3 %. Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство»: Челябинская область – 98,1 %, Свердловская область – 92,3 %, Россия – 96,7 %. Производство и распределение электроэнергии, газа, воды: Челябинская область – 100,9 %, Свердловская область – 94,0 %, Россия – 98,2 %. Аналогичная картина и по целому ряду других основных показателей.
– Как выглядят эти итоги на фоне общей внешнеполитической обстановке в стране?
– Здесь следует и экспертам, и руководителям, и населению понимать, что в столь неблагоприятных для роста условиях базовым принципом развития этого периода является минимизация потерь, минимизация темпов замедления роста параметров социально-экономического развития региона и страны в целом. Думаю, с этой задачей наш регион пока в целом справляется.
– О каком будущем региона можно говорить с учетом действий губернатора?
– Хочу обратить внимание на то, что даже в этих сложных макроэкономических условиях достаточно четко просматривается весьма серьезный потенциал экономики региона. Например, события на Украине изменили рыночную конъюнктуру на внутреннем рынке металлургии в лучшую сторону и наши предприятия сразу же отработали эту возможность: рост производства стали – 104,1 %, рост производства проката – 105,7 %, рост производства труб – 124,6 % (проект «Сила Сибири»), рост производства автомобилей – 133,3 %.
Конечно, есть целый ряд позиций, по которым наши показатели снизились – это задачи, решение которых предстоит найти в ближайшем будущем.
Экономический потенциал у Челябинской области есть и не маленький. Однако, структура ВРП по-прежнему нерациональна для жизни региона в рыночных условиях с учетов глобализации и взаимопроникновения экономик различных регионов и стран. Необходима диверсификация структуры региональной экономики. Обстановка в социальной сфере, не смотря на все последствия происходящего на Украине, пока приемлемая, но появляются признаки сокращения занятости – в начале ноября 17 предприятий города сообщили о переводе работников на режим неполной рабочей недели.
Анализ действий Дубровского в качестве губернатора показал его умение управлять регионом, как в стратегическом, так и в оперативно-тактическом плане. Управленческая команда региона формируется и с 1 января 2015 г. начнет работать в новом формате. Стратегия развития региона, учитывающая реальные потребности внедрения новых технологий, возможности и угрозы макроэкономики, необходимость разрешения политических коллизий и снятия социальных конфликтов на Южном Урале, неизбежно должна появиться, в том числе и на уровне конкретных программ и проектов, обеспеченных ресурсами.
Полагаю, что нам в этом плане следует быть сдержанными, консервативными оптимистами, а залогом успеха может быть только наш общий эффективный труд.
Поделиться
поделиться:
Губернатор Алексей Текслер определился с главой регионального минспорта – пост занял известный российский бадминтонист, чемпион России, двукратный чемпион Европы, призер Европейских игр 2015 года и пятикратный победитель Кубка России, участник Олимпийских игр 2012 и 2016 годов Владимир Иванов. Также он награжден медалями «Участник гуманитарного конвоя» и «За содействие СВО».
– Челябинская область – спортивный регион, – обратил внимание Алексей Текслер во время сегодняшней рабочей встречи с Владимиром Ивановым. – С учетом национальных целей развития президент России поставил задачу увеличить охват занимающихся спортом граждан. Планка определена в 70 процентов. Но, думаю, этот показатель надо превысить. На сегодняшний день в регионе спортом постоянно занимаются почти 65 процентов южноуральцев, а значит, нам есть, куда расти. Еще одна важная задача – необходимость развивать массовый и детско-юношеский спорт как основу здорового образа жизни. Конечно, для нас важны и спортивные достижения мастеров.
https://t.me/chgub
Заместителем главы города стал Владимир Тихонович. В Челябинскую область он переехал с Камчатки. У него большой опыт работы в министерстве жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, в том числе на руководящей должности: с 2016 по 2018 годы он возглавлял ведомство.
https://t.me/chgub
Речь идет о предложениях по списанию задолженности российских регионов по бюджетным кредитам. Они прозвучали в середине прошлого года на заседании комиссии Госсовета по направлению «Экономика и финансы», которой руководит губернатор Челябинской области. На инициативы отреагировал глава государства Владимир Путин, дав соответствующие поручения правительству Российской Федерации.
https://t.me/chgub