Вторник, 19 Марта 2024

Они как все, но еще и радуются жизни: трудно ли быть человеком с ограниченными возможностями?

03.12.2021 Корреспондент: Игорь Галактионов Фото из личных архивов героев материала

3 декабря во всем мире отмечается Международный день инвалидов. В Челябинской области на учете служб социальной защиты стоит более 220 тысяч человек, которых принято называть людьми с ограниченными возможностями. Корреспондент «Губернии» пообщался с теми, кто каждый день борется со своими трудностями, чтобы жить нормальной жизнью, принятой в обществе. И они могут практически все, что и окружающие, а иногда даже и больше. Знакомьтесь: Дмитрий и Ульяна, которые познакомились в ансамбле жестового пения и полюбили друг друга, а также – Олег, который сумел встать с коляски (и которому, говорим по секрету, мама ищет невесту).

Язык жестов в каждой стране свой 

Дмитрий: «В стране глухих? Дома говорим на языке жестов» 

Если встретить этих юношу и девушку на улице, то подумаешь – какая красивая пара. Внешне они ничем не отличаются от окружающей молодежи, разве что чуть аккуратнее, моднее, подтянутее. Идут, словно плывут – чувствуется что-то спортивное и пластичное. Говорят так, что связанности и осмысленности речи позавидует любой здоровый человек. Но на самом деле он не позавидует. Некоторая манерность говора и вытянутость окончаний рождаются не специально – просто молодые люди не слышат. Дмитрий полностью глух от рождения, а Ульяна слабослышащая, без слухового аппарата ей приходится туго.

Когда ребята приходят домой, то первым делом снимают слуховые аппараты и погружаются в тишину. По признанию молодых ребят, носить средство связи с этим миром целый день очень тяжело. За ужином и после молодые люди говорят на языке жестов. Шутят, что при этом на них не распространяется принцип «когда я ем, я глух и нем». Вернее, он еще как распространяется, но совсем по-другому. Общаться-то они вполне могут, но руками. Например, одной говорят, а другой держат ложку или вилку.

Дмитрию в четыре года вживили имплант, который соединяет нерв со слуховым аппаратом. И тогда вселенная обрушилась на него. Ну, а дальше потекла борьба за познание и контакт с окружающими. Разумеется, не последнюю роль в ней сыграла семья.

image0.jpg– Я с самого детства учился познавать этот мир и догонять своих сверстников. У меня не было другого выхода. В моей семье все обладают нормальным слухом, поэтому родители категорически запретили мне применять дома жестовой язык, я должен был учиться слышать и говорить как все, но «через не могу». Это уже потом, чтобы общаться с такими же, как я, глухими и слабослышащими, пришлось учиться жестам. Учил меня мой товарищ, в свободное время показывал движения рук и пальцев, а я запоминал. Еще тогда понимал, что слуховой аппарат может сломаться или сесть, а мне потребуется как-то понимать окружающих: по жестам или артикуляции губ, – вспоминает свое учение на грани мучения Дмитрий Хлыбов.  

С пяти лет Дмитрий обучался бальным танцам. Чтобы чувствовать музыку и ритм, понадобилось немалое терпение. Причем среди тех, с кем Дмитрий занимался танцами, не было таких, как он. Мальчик чувствовал себя иностранцем и боролся за право «быть своим» долго и упорно. Именно в нахождении среди здоровых людей Дмитрий видит секрет своего успеха. Он его достиг. Были победы на всероссийских и областных соревнованиях. Три года его и партнершу признавали лучшей парой Уральского округа. Он стал лучшим в своей номинации на конкурсе «Утренняя звезда».

Сейчас Дмитрий преподает хореографию в школе и клубе. Зарабатывает этим на хлеб и реализует себя творчески. А еще, занимаясь танцами, Дмитрий нашел свою половинку. Причем тогда, когда они вместе оказались в ансамбле жестового пения. Это занятие, которое здоровым покажется пантомимой, а людям слабослышащим – плавным и интересным пересказом. У поэзии разное понимание и восприятие. Вместе с Ульяной Дмитрий съездил на конкурс в Казань, а потом в Москву. Начали встречаться, а потом решили создать семью.  

image1.jpeg

Ульяна: «Из-за масок не понимаю половины слов»

Ульяна говорит практически без акцента. Я бы сказал, что гораздо четче и яснее большинства моих знакомых. По признанию девушки, на это ушли годы тренировок. Теперь она трудится лектором и ведет курсы для слабослышащих. В свободное время занимается современными танцами и поет в ансамбле жестового пения. Внешне определить, что Ульяна является человеком с какими-то ограничениями, невозможно. Но они есть.

– Ну, например, возьмем всем надоевшие за эти два года маски. Они и здоровым мешают понимать друг друга. Маска закрывает половину лица, и я не вижу губ собеседника. Из-за этого теряю где-то процентов 50 понимания. Поэтому в случае затруднения я прошу человека отойти, снять маску. Тогда уже начинаю понимать его по губам. Примерно то же самое происходит, когда находишься в шумном месте, в большой компании. В таких случаях для меня звуки сливаются, и я начинаю путаться. Но в принципе, все эти проблемы решаемые. Главное – осознавать, что происходит, и проявлять решительность в действиях, – объясняет Ульяна Бородина.

Только из нашей беседы с Ульяной я для себя выяснил, что в России применяется именно русский жестовой язык. Всегда ошибочно считал, что язык жестов является международным.

– Ну, что вы… В России мы общаемся именно на русском жестовом. На самом деле жестовой язык в каждой стране свой. Причем его развитие идет отдельно от словесного языка. Например, в Америке школа сурдоперевода гораздо ближе к французской, чем к английской. Просто школу для глухих там помогал создавать француз. Меня учили родители. Папа был актером пантомимы. Известным. Но при этом глухим. Мама – слабослышащей, – рассказывает о своей школе общения Ульяна.

Сегодня Ульяна и Дмитрий задумываются о своих будущих детях. Хотят мальчика и девочку. И хотя проблемы со слухом у обоих приобретенные, а не наследственные (то есть ребенок должен родиться здоровым), Ульяна признается, что еще лет пять назад она бы очень тревожилась за ребенка.

– А вот сейчас я спокойна. Дети у нас должны родиться с хорошим слухом. Но даже если что-то пойдет не так, проявится какая-то реакция на внешние воздействия, вирусы или лекарства, то я уже вооружена инструментами, которые позволят вырастить ребенка, ничем не отличающегося от других. Есть современная аппаратура, которая обеспечивает человеку слух. Есть методики и собственная практика обучения ребенка, чтобы он чувствовал себя полноценным, – делится своей уверенностью в завтрашнем дне Ульяна, а Дмитрий ее поддерживает. 

image2.jpeg

Неограничные возможности 

Олег пишет стихи, катается на горных лыжах, плавает на сапборде и танцует хип-хоп

Ласточка.
Парила птица высоко, вольным ветром наслаждалась.
Вдохнув свободу глубоко, она немного замечталась.
Птица ласточкой была и себе призналась в том,
Снилось ей, когда спала, что стала вдруг она орлом.
Крыльев царственный размах подарит самоутверждение,
И в тех дивных сладких снах пройдет заново рождения.

Эти стихи написал человек со сложной формой ДЦП. В детстве врачи пророчили его матери, что Олег не будет ходить, а передвигаться сможет разве что на коляске. Но женщина не сдалась, и сын пошел. Стал заниматься спортом, творчеством, закончил университет по специальности журналистика.

Когда я перед встречей читал в «ВКонтакте» о его регалиях, то сначала не понял, зачем на наше интервью Олег Крайних пригласил свою маму Людмилу Алексеевну. Оказалось, что в качестве переводчика. Когда молодой человек начинает волноваться, его действительно сложно понять.

20211130_175733.jpgУ Олега хорошая семья, заботливые мама и папа, старший брат и сестра с такой же болезнью, как у него, но в более легкой форме. Чтобы дети жили жизнью обычных людей, Людмила Алексеевна тридцать с лишним лет назад сменила профессию, выучилась на психолога, организовала реабилитационный центр и внедрила единственную в стране на тот момент практику – начальный класс детей-инвалидов в обыкновенной школе.

– Семь человек, двое колясочников. Учили их специальные учителя, но вне уроков они находились среди здоровых детей и общались с ними. Родители и дети этой школы сначала были настороженны – зачем нам «не такие», а потом привыкли и стали воспринимать за своих. Например, считали за честь кого-то на коляске отвезти в столовую, хотя те ребята и сами могли это сделать. Вместе организовывали концерты и детские праздники. Я для себя это давно поняла: когда дети-инвалиды растут вместе со здоровыми сверстниками, то отношения между ними складываются вполне нормальные. Таким и должно быть наше общество, – уверена Людмила Крайних.

Кстати, именно этого принципа (инклюзивности) придерживаются в клубе «Наше место», в котором сейчас почти все свободное время проводит Олег.

После начальных классов мальчика пришлось отдать в специализированную школу-интернат. Это сразу сказалось на темпе развития ребенка. Причина в том, считают и Людмила Алексеевна, и сам Олег, что нельзя, чтобы тебе постоянно делали поблажки.

Возвращение в нормальную среду произошло после школы. Олег поступил на бюджет в университет, выучился на журналиста, а потом работал в газете регионального общества инвалидов. Параллельно юноша осваивал все новые и новые увлечения. Человек, который только в два с половиной года научился держать голову, а потом почти до школы не ходил, сегодня освоил сапборд и горные лыжи. Олег каждый день занимается физкультурой. Как-то пробежал 400 метров и победил в легкоатлетических соревнованиях среди инвалидов. Молодой человек вместе со своим отцом бывал на Дальнем Таганае. Я знаю очень многих здоровых южноуральцев, которые за несколько десятилетий своей жизни так и не удосужились попасть в горы, ставшие символом Южного Урала.

cDZUh7iwtZo.jpgЕще Олег является кандидатом в мастера спорта по бочче, это аналог французской игры в шары (только шары в ней больших размеров). Бочче – паралимпийский вид спорта. Олег, освоив его, тренировал других и получил диплом и премию Законодательного собрания Челябинской области за развитие спорта среди инвалидов. Знаете, почему молодой человек покинул этот спорт? Потому что по правилам в него должны играть только в колясках.

– Я столько сил потратил на то, чтобы встать с коляски и ходить на своих ногах, а тут был вынужден в ней постоянно сидеть. Решил оставить этот спорт и заняться хип-хопом. Он полезнее для здоровья. Развивает подвижность, выносливость, реакцию, – сообщил Олег и тут же покрутился на месте, продемонстрировав базовые движения.

Сейчас Олег живет в отдельной квартире. Сам ведет свое маленькое хозяйство. Убирается. Любит жарить картошку. Мама Людмила Алексеевна мечтает женить сына, найдя ему подходящую пару. Но жалуется, что Олег все время ссылается на отсутствие времени.

КСТАТИ

Здоровые и инвалиды вместе – путь инклюзии

Миллионы здоровых жалуются на жизнь, а рядом есть те, у кого стоит поучиться

После разговора с Олегом, Дмитрием и Ульяной в голову закралась мысль. Миллионы здоровых людей во всем мире постоянно жалуются на отсутствие интересов и на невозможность самореализации. На то, что их не ценят, что у них нет интересной и достойной работы. Находят тысячи причин для того, чтобы поплакаться кому-то в жилетку на то, что жизнь скучна и пресна. Запивают, колются или просто целыми днями смотрят в телевизор. Между тем рядом с ними есть люди, которые смогли не только встать с коляски или преодолеть барьер глухоты, но и находят тысячи способов сделать каждый день жизни интересным. Может быть, стоит у них поучиться?

Именно такой путь в Челябинске выбрал инклюзивный клуб «Наше место». Там волонтеры могут помочь инвалидам в чем-то физически, а инвалиды – волонтерам увидеть мир по-иному, в других красках.

Клуб образовался стихийно в 2013 году, когда на ледовой арене «Трактор» удалось собрать вместе тысячу детей и подростков-инвалидов со здоровыми волонтерами. С тех пор из статуса клуба по интересам «Наше место» переросло в некое общество, симбиоз людей с ограниченными возможностями и здоровых волонтеров. На театральных площадках и на танцевальных сценах подростки помогают друг другу, живут в мире и согласии.

– По сути, мы из клуба превратились в некий символ образа жизни. Идейным творцом «Нашего места» была и остается Мария Дусмухаметова, мы все ей помогаем по мере сил и фантазии, – рассказывает управляющий директор клуба «Наше место» Елена Гришнякова. – Находим в творчестве те самые точки соприкосновения интересные и для здоровой молодежи, и для людей, которым немножко не повезло в жизни, но они заслуживают всего самого лучшего. Модель инклюзивности помогает им понять друг друга и прийти к обществу, которое в моем понимании решает проблемы здоровых и людей с ограниченными возможностями. Поэтому к нам тянутся, нас становится все больше и больше. Мы начали с создания совместных творческих коллективов и проведения «Необыкновенных елок», а перешли к проведению всероссийских проектов. Нас уважают, на нас равняются, нас поддерживают.

Общее число членов клуба назвать трудно. Здесь не принято считать галочки. В социальной сети «ВКонтакте» зарегистрировано более восьми тысяч участников группы. Масштабный ежегодный проект «Необыкновенная елка» собирает свыше шести тысяч человек.  

Герои нашей статьи: Дмитрий, Ульяна и Олег – активные члены клуба. Они каждый день открывают для себя что-то новое и делятся этим с другими. Все они считают, что такие клубы – это не альтернатива обществам инвалидов (без них тоже не обойтись). Скорее инклюзивное общение и образ жизни – это идея, к которой должно стремиться толерантное (в хорошем смысле этого слова) общество.

Помните старый лозунг «Смотри на меня как на равного»? Кажется, что он только сейчас, с появлением подобных клубов по всей России, стал воплощаться в жизнь. Часть общества стала понимать, что инвалидность – это не что-то далекое, неведомое и чуждое. К старости каждый из нас будет испытывать проблемы со здоровьем: слухом, зрением, подвижностью. И неплохо сейчас научиться преодолевать эти беды у тех, кто делает это каждый день и кто живет рядом с нами.

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
07:24 Эксперты считают, что за пять лет в Челябинской области благодаря Текслеру выстроена комплексная экосистема регионального развития

Алексей Текслер уже пять лет руководит Челябинской областью. За эти годы, как отметил директор челябинского филиала РАНХиГС, кандидат политических наук Евгений Алдошенко, команда, которую сформировал нынешний губернатор, перезапустила систему управления регионом. Несмотря на то, что работать пришлось в непростых социально-экономических условиях, Алексей Текслер придерживается управленческой философии «Проблем нет, есть только задачи». На протяжении всех пяти лет он неукоснительно следует заявленному ориентиру — повышению качества жизни населения. Демонстрирует навыки грамотного лоббиста и умение работать в режиме антикризиса. Выстроил системную и качественную работу по решению стратегических задач. 19 марта 2019 года  Алексей Текслер возглавил регион, и сегодня мы обсуждаем, что изменилось с того момента.

17:12 Гостям модного показа в Челябинске рассказали, что будет в тренде этой весной

В областном центре в прошедшие выходные состоялся Fashion Day, который по количеству дизайнеров-участников обогнал даже неделю моды в Москве. Модельеры представили новые коллекции одежды, а еще отметили, что, в отличие от жителей других регионов, южноуральцы любят быть яркими и стильными.

16:15 На концерте «Крымская весна» в Челябинске выступают авторы песни «Земля в иллюминаторе»

Группа «Земляне» стала специальным гостем юбилейного концерта в Челябинске, посвященного десятилетию воссоединения России с Крымом и Севастополем. Южноуральцы уже собрались у концертной площадки с государственными флагами — на празднике, кстати, много молодежи.

Возврат к списку