Секретарь Союза журналистов России, председатель экспертного совета ежегодного конкурса «10 лучших газет России», кандидат филологических наук, лауреат премии «Золотое перо России», – о проблемах и перспективах современной журналистики, пандемии коронавируса и XXII Фестивале СМИ, который 27 мая стартует в Челябинске.
– Владимир Леонидович, в этом году вы уже побывали на нескольких фестивалях СМИ, поделитесь впечатлениями. Что изменилось?
– Коллеги еще больше радуются встрече, чем раньше, наверное, потому что мало кто в прошлом году отважился на массовые мероприятия. Мне посчастливилось побывать на трех региональных и на одном всероссийском форуме. В этом году фестиваль в Челябинске будет для меня уже седьмым. Мне кажется, что мотивация к знаниям у журналистов повысилась, сложнее стало зарабатывать и удерживать аудиторию.
– Какие-то издания ушли с рынка из-за пандемии?
– Системной аналитики я не видел, из общения с коллегами могу сказать о закрытии всего одной районной газеты за год, и это не связано с пандемией. Варгашинская газета «Маяк» прекратила выход из-за банкротства типографии, объединённой с редакцией в одно предприятие. Ни региональные, ни районные власти не пожелали помочь газете, но теперь в районе выходит новое частное издание. Хотя в стране остаётся всё меньше частных серьёзных газет, они чаще закрываются, уходят в онлайн. Традиционные районки живы, хотя и заметно обеднели, но у некоторых и тиражи, и доходы по-прежнему на приличном уровне. Есть такие издания и в Свердловской, и, конечно, в Челябинской области – ваш регион всегда выделялся в лучшую сторону. Самый сильный удар в прошлом году – это массовый уход читателей в онлайн. Надо бы усилить взаимодействие с аудиторией в социальных сетях, да большая часть редакций здесь пока показывает невысокую эффективность. Ещё один вызов – учредители СМИ, как на региональном, так и на муниципальном уровне, всё чаще называют газеты «вчерашним днём», взаимодействию с журналистами предпочитают продвижение в сетях с помощью собственных пресс-служб или сторонних компаний. Нам теперь надо доказывать необходимость собственной деятельности не только аудитории, но и учредителям.
– Что нового узнают участники фестиваля в Челябинске?
– Я поделюсь собственными размышлениями о ключевых проблемах прессы и возможностях их решения. Поговорим о дизайне, контенте, распространении, социальных сетях, финансах, взаимодействии с властью. В обсуждении будут участвовать коллеги: Павел Шишкин, главный редактор газеты «Пензенская правда», председатель Союза журналистов Пензенской области; Диана Горбань, председатель Союза журналистов Кубани, главный редактор газеты «Голос правды»; Оксана Эсаулова, директор Издательского Дома «Липецкая газета». Уверен, это будет интересно и полезно. В этом году мы вновь проводим конкурс «Десять лучших газет России», надеюсь, успеем поговорить о лучших проектах, о самых востребованных читателями темах. Это здоровье, коммуналка, прошлое территорий и, конечно, очерки о людях. Коллег из Челябинской области мы попросили прислать по одному номеру газет, завершим работу их анализом и рекомендациями.
– Кого из редакций, наиболее успешных в социальных сетях, можно привести в качестве примера?
– В Instagram держит первое место по стране «Амурская правда». Это областная государственная газета с очень интересным подходом к работе в соцсетях, где уже зарабатывают вполне приличные деньги. Инстаграм вообще стал, на мой взгляд, наиболее популярной и удобной площадкой для прессы. Например, «Голос правды» из Краснодарского края в прошлом году с помощью этой сети собрал поздравления земляков ко Дню матери и опубликовал на нескольких полосах газеты. Любопытны предпочтения регионов, на Кубани сеть «ВКонтакте» не слишком востребована, а на Урале держит чуть ли не пальму первенства. Поучителен и достоин изучения опыт в этой сети редакции «Городские вести» из Ревды Свердловской области («Ревда-Инфо»). Тelegram у региональных коллег особым спросом не пользуется, пока эта сеть популярнее у политиков и бизнесменов. Из положительных примеров можно назвать воронежскую газету «Моё!» (moe-online.ru), ведущую в Telegram прямые трансляции и выкладывающую срочные новости. Этот издательский дом, являющийся сегодня одним из самых серьёзных в стране частных региональных проектов, несколько лет назад запустил платный онлайн-проект, интересно, как будет развиваться этот эксперимент. Попытки закрепиться в Tik Tok делают коллеги из «Анапского Черноморья» Краснодарского края, они также успешны в Instagram. Увы, наша отрасль в силу разных причин консервативна и тяжеловата на подъём, но очевидно, что социальные сети и мессенджеры становятся основным каналом взаимодействия с аудиторией, поэтому обсуждать эту тему надо. Вообще наша главная задача на челябинском фестивале – обсудить всё, что было придумано и успешно реализовано в прошлом году коллегами из разных регионов, ведь пандемия со всеми своими рисками и проблемами заставила самых активных действовать ещё продуктивнее, чем раньше. Как говорится, хочешь жить – умей вертеться!
XXII Фестиваль СМИ пройдет в Челябинске 27-28 мая 2021 года. Подробную программу мероприятий можно посмотреть по ссылке.
Фото из личного архива Владимира Касютина
Поделиться
поделиться:
Теги : Союз журналистов Владимир Касютин Фестиваль СМИ Челябинск