Суббота, 27 Апреля 2024

Уйчане — в священных Булгарах

23.07.2011 Корреспондент: Колос

17 июня в 6 часов утра группа мусульман из 9 человек на двух «Жигулях» выехала из Уйского в г. Булгары, что в Татарстане, на торжества, посвященные 1122–летней годовщине официального принятия ислама булгарами, предками татар и башкир.\
\

Уйчане — в священных Булгарах

Вот уже 22 года южноуральские мусульмане посещают эти священные места. Администрация центрального духовного управления мусульман и татарский Конгресс последние годы организовывают эти поездки на комфортабельных автобусах. Мы решили ехать своим ходом, так как хотелось побывать еще и в Казани.

Итак, с большим желанием, оставив семьи, хозяйство, а некоторые и работу, двинулись в путь. За рулем бессменно были Сергей Бекмухаметов и Булат Жуломанов. Проехали мы через восемь городов Челябинской области, шесть районов Башкортостана и столько же Татарстана, восторгаясь дивной красотой природы, просторами нашей Родины. Хотелось остановиться на ночевку по дороге, но наши удальцы–водители решили непременно доехать до Булгар, а это 1000 километров. И вот в половине 12–го ночи мы были на месте! Перед нами раскинулся огромный сине–желтый палаточный городок. На выбор приезжих — большие и малые палатки. Люди ходили здесь по настеленным деревянным тротуарам, которые были весьма кстати после прошедшего дождя.

После длительной дороги чувствовалась усталость. Устроившись и покушав, улеглись спать. А здесь всю ночь работали продуктовые палатки, горели костры, в казанах варилось мясо. Встали на рассвете — надо было читать молитву. Выйдя из палатки, мы увидели светящийся минарет. Все было готово к большому событию — коллективному поклонению Всевышнему.

Несмотря на раннее утро, люди не спали. Многие шли на восточный базар, где можно было купить все необходимое для мусульманина: одежду, обувь, халяльную еду, книги, сувениры и т. д. Мы оставили это на потом, а в первую очередь посетили исторические памятники: усыпальницы ханов XIII–XIV вв., сохранившиеся стены большой бани, здание судной палаты, минареты, архитектурный музей в здании церкви. Везде с посетителями работали экскурсоводы. На какое–то мгновение каждый из нас окунулся вглубь веков, почувствовал дух того времени, дух наших предков, создавших на рубеже IX–X вв. цивилизованное государство — Волжскую Булгарию с городами и феодальными замками, военными крепостями. Ее столица на Волге до 1430 года была центром транзитной торговли между восточными и западными странами.

Торжественная часть праздника началась в 10 часов утра с вноса исламских знамен и выступлениями Президента республики Татарстан Рустама Минниханова, председателя фонда «Возрождение» Минтимира Шаймиева, Верховного Муфтия шейхуль–Ислам Талгат Сафа Хазрат Таджуддина. Выступающие говорили о значимости Булгар для сохранения памяти об истории своего народа. М. Шаймиев подчеркнул, что за год работы фондом более миллиарда рублей пожертвований граждан использовано на восстановление Булгар и Свияжека, что восстановительные работы идут полным ходом и будут завершены через год.

Выступили также муфтии Москвы, Казани, Украины, Молдавии и других регионов России, стран СНГ. Какие это были проникновенные, одухотворенные речи! Звучал призыв к добру, очищению, добропорядочности, спокойствию, объединению, взаимопомощи, сохранению мира.

После торжественной части основная масса людей пошла на проповедь, проводимую Верховным Муфтием. Огромный людской поток хлынул к малому минарету. Лица людей светились радостью и торжеством, каждый шел к месту поклонения, где много веков назад был принят ислам, где проходили многократные встречи мусульман, где читались коллективные намазы. Многотысячная толпа людей повторяла за Верховным Муфтием на арабском и татарском языках обращение к Аллаху. Вот где было единение!

После праздника мы выехали в город Казань. Нас не страшили маячившие впереди 200 км, нерешенный вопрос о ночлеге. Так хотелось хоть краешком глаза взглянуть на историческую и современную столицу Татарстана. Наши ожидания вполне оправдались: нас встретил чистый, цветущий город. В первой же мечети нас приютили на ночлег, и мы спокойно поехали к Кремлю — сердцу Казани. Величие Кремля и мечети «Куль–Шариф» поразили своей красотой, архитектурным ансамблем, где удачно сочеталось древнее и современное. Побывали и на площади фонтанов, около драмтеатра, послушали татарскую музыку, пофотографировались на память.

Мы хорошо отдохнули в мечети. Меня всегда приятно удивляют служители мечети своим доверительным отношением к незнакомым людям. Никто у нас не проверял документы, никто после нас не принимал помещения, а напротив, прочитав молитву, добродушно проводили в обратный путь. Домой мы приехали в отличном настроении. Было такое чувство — будто в груди зажегся свет добра, радости, мира, чистоты. Огромное спасибо нашим водителям Сергею и Булату, которые на своих машинах свозили нас в Булгары и Казань. Спасибо всем, кто принял участие в поездке. Пусть Господь всегда будет милостив к вам и вашим близким! Надеюсь, что на следующий год будет гораздо больше желающих посетить святые места мусульман.

Ф. Серажитдинова.

С. Уйское.

*    *    *

Выражаю искреннюю благодарность Фание Абдулловне Серажитдиновой и ее мужу за организованную поездку в святые места мусульман. Исторические памятники и поклонение Всевышнему в Булгарах, посещение Кремля и соборов в Казани оставили неизгладимое впечатление. Для паломников в Булгарах созданы неплохие условия. В палатках — кровати, а рядом с палатками раковины с холодной и горячей водой, душевые кабины, туалеты.

И вот, что еще поразило меня в Татарстане: были ли мы в Казани или проезжали другие города и села — всюду чистота, порядок, ухоженность. Нам бы так!

Х. Тагирова.

*    *    *

Я счастлив, что сам и моя дочь Юлия побывали в историческом духовном центре мусульман и поклонились земле наших предков. Хорошую науку о исламе, традициях и обычаях нашего народа преподала нам во время поездки и наша мудрая Фания Абдулловна. Путешествие незабываемо, советую и уйчанам–мусульманам посетить святые места ислама. Не пожалеете!

С. Бекмухаметов,

председатель казахской диаспоры.

*    *    *

Впечатлило все, что мы увидели: древние Булгары и нынешняя их реставрация, Казань и ее достопримечательности. Поездка, безусловно, интересная, познавательная и памятная.